Что нужно знать о «Троице» Андрея Рублева, которую вернули Православной церкви

Что нужно знать о «Троице» Андрея Рублева, которую вернули Православной церкви

Третьяковская галерея, где хранится произведение, не комментирует ситуацию. В течение года икона будет выставлена в храме Христа Спасителя в Москве, а затем разместится в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

«РГ» предлагает краткую историю жизни образа «Святой Троицы» Андрея Рублева в миру — в цитатах.

— XV век. Андрей Рублев пишет икону «Святая Троица»

Наталья Шередега, историк древнерусского искусства, ГТГ (2005):

— Общепризнанного ответа на вопрос: «Когда была создана икона Святой Троицы?» — пока нет. Сторонники ранней датировки считают, что «Троица» создавалась для деревянного Троицкого собора, возведенного в 1411 году, и позже была перенесена в каменный храм. Другая точка зрения заключается в том, что икона была написана одновременно с иконостасом в 1425-1427 годах для нового каменного Троицкого собора, украшенного артелью мастеров во главе с Андреем Рублевым и Даниилом Черным.

— XVI век Первая копия.

В XVI веке с рублевской иконы была сделана копия.

— XVII век. Украшение иконы ризой от Бориса Годунова.

Наталья Шередега:

— В 1600 году Борис Годунов украсил икону золотой ризой с драгоценными камнями. Около 1626 года ее перенесли на место, определенное для главной храмовой иконы (возможно, в результате ее чудесного прославления), копия же была помещена на второе место слева от царских врат (сразу за иконой Божией Матери «Одигитрия»)».

— XVIII-XIX век. Поновления иконы.

Валентина Уханова, хранитель иконы «Святая Троица» Андрея Рублева в 2009 году:

— На протяжении столетий было прочно установившейся традицией прописывать иконы заново, когда олифа (верхний покровный слой) темнела и делалась совершенно черной. Такая процедура повторялась несколько раз, примерно каждые 70-100 лет. «Троица» была поновлена, то есть прописана не менее пяти раз. Первое поновление ее было сделано в годуновское время — в самом начале XVII века, следующее — в 1635 году, когда поновлялись и роспись, и иконостас Троицкого собора. Далее икона была записана в конце XVIII века, при митрополите Платоне, во время такой же переделки Троицкого иконостаса, и дважды в XIX веке (по сведениям В.П. Гурьянова — в 1835 и в 1854-1855 годах)».

— XIX век Легенды.

Левон Нерсисян, историк древнерусского искусства, ГТГ (2010):

— Легенды о творчестве Андрея Рублева, точнее, о принадлежности его кисти тех или иных произведений имели широкое распространение уже в XIX столетии. Во многих старообрядческих собраниях хранились иконы «рублева письма». Его работами гордились коллекционеры второй половины XIX века. Но в ХХ веке исследования показали, что, как правило, это были произведения, не имевшие ничего общего не только с Рублевым, но даже с его эпохой».

— ХХ век. Реставрации.

— 1904 год. Первая реставрация

Наталья Шередега (2005):

— В 1904-1905 годах по инициативе известного художника, коллекционера и попечителя Третьяковской галереи И.С. Остроухова, под наблюдением Московского Археологического общества и с разрешения лаврского начальства иконописец-реставратор В.П. Гурьянов вместе с В.А. Тюлиным и А.И. Изразцовым расчистил икону от верхних наслоений. Сразу после расчистки сделали фотографический снимок сохранившегося первоначального изображения.

После этого икона снова была закрыта окладом.

— 1918-1919. Вторая реставрация.

Наталья Шередега:

— В 1918- 1919 годах отделением Центральных государственных реставрационных мастерских при Загорском историко-художественном музее (ЦГРМ при ЗИХМ) была произведена окончательная расчистка иконы «Троица»8. После расчистки признали недопустимым закрывать окладом «единственное, по значению своему, в мире произведение искусства», принадлежащее кисти Андрея Рублева.

Валентина Уханова:

— В Отделе рукописей Третьяковской галереи хранятся «Протоколы расчистки иконы «Троица» письма Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора 1918-1919 гг.», составленные Ю.А. Олсуфьевым на основании ежедневных протокольных реставрационных записей. К работе были привлечены самые известные реставраторы того времени — Г.О. Чириков, И.И. Суслов, В.А. Тюлин и Е.И. Брягин. И только когда «Троица» была освобождена от скрывавших авторскую живопись позднейших поновительских наслоений, оказалось возможным увидеть подлинную живопись мастера.

— 1929 год. Икона кисти Андрея Рублева передана в Государственную Третьяковскую галерею.

Наталья Шередега:

— В 1929 в Государственную Третьяковскую галерею была передана из Загорского историко-художественного музея икона Андрея Рублева «Троица», по праву считающаяся самым высоким созданием русской культуры.

— 1931 -1932 год. Музейное хранение

Михаил Шитов, заведующий Отделом реставрации темперной живописи ГТГ, 2008 год:

— Здесь мы подошли к основной проблеме этого памятника: это вот эта вот вертикальная трещина, проходящая через всю лицевую поверхность, которая случилась в результате разрыва первой и второй досок основы. Эта проблема наиболее остро возникла в 1931 году, весной, когда в результате осмотра состояния сохранности были обнаружены разрывы грунта с красочным слоем на лицевой стороне иконы, разрывы паволоки и достаточно большое расхождение. На лицевой стороне в верхней части иконы по этой трещине расхождение достигало двух миллиметров, на лике правого ангела — около одного миллиметра.

Эта трещина была зафиксирована еще — есть фотография 1905 года, после расчистки иконы Гурьяновым, где эта трещина присутствует. Но проблема обнажилась в 1931 году.

Тогда экспертом Центральных Государственных Реставрационных Мастерских Олсуфьевым был предложен метод по устранению этого расхождения: икона была перенесена в специальное помещение, где искусственно поддерживалась достаточно высокая влажность, порядка семидесяти процентов, и где доски под постоянным наблюдением и постоянным записыванием динамики этого схождения за полтора месяца практически сошлись

В 1932 году зимой было решено укрепить отстающий левкас с красочным слоем с лицевой стороны с помощью глютени (это воско-смоляная мастика) и также заполнить трещину с оборота мастичным составом, который должен послужить защитой боковых сторон разошедшихся досок от атмосферных воздействий.

— 1941-1945 годы. Эвакуация памятника и возвращение в Москву.

— 1960 год. Выставка икон, написанных Андреем Рублевым и мастерами его школы, в Третьяковской галерее. В СССР отмечается 600-летний юбилей Андрея Рублева.

— 1987 год. Канонизация Андрея Рублева в 1987 году Русской православной церковью — логическое следствие его заслуженного векового почитания.

— 1998 год. По решению расширенного реставрационного совета, созванного Министерством культуры РФ № 71 от 10.09.98 г., «Троица» не должна подвергаться транспортировке с территории галереи — лишь один раз в год ее в богослужебных целях на руках переносят в храм-музей Николы в Толмачах.

— 2008 год. В сентябре патриарх Алексий II обратился к министру культуры Александру Авдееву с просьбой передать икону Рублева на три дня в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры на празднование Троицы (летом 2009 года). Министр переадресовал это обращение директору Третьяковской галереи Валентину Родионову.

Научное сообщество инициировало открытое письмо в защиту иконы, адресованное президенту, премьер-министру и патриарху.

17 ноября 2008 года в Третьяковской галерее состоялось расширенное заседание Ученого совета музея, где большинство присутствующих специалистов — искусствоведов и реставраторов — высказались против выдачи «Троицы». Кроме представителей научного и музейного сообщества на совете присутствовал представитель Лавры архимандрит Порфирий, заявивший, что Церковь не настаивает на временной передаче иконы без должных условий сохранности, и сотрудник завода полиметаллов Александр Амаханов, признавшийся, что несмотря на имеющийся опыт производства защитных ковчегов, нельзя дать стопроцентную гарантию сохранности произведения.

— 2010 год. Третьяковская галерея открывает выставку «Подвиг иконописания»:

На выставке к 650-летию иконописца Андрея Рублева в Третьяковской галерее можно увидеть шедевры средневекового мастера и художников его круга, а также результаты археологических находок — фрагменты утраченных росписей из соборов Москвы и Звенигорода. Для подготовки этой крупнейшей за полвека выставки объединили свои усилия Исторический музей и музеи Московского Кремля, Русский музей и музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, историко-художественные музеи Звенигорода и Сергиева Посада. Есть также раритеты из частного собрания.

Левон Нерсесян в интервью «РГ»:

— Впервые среди экспонатов — драгоценные фрагменты древних фресок из тех храмов, которые были расписаны либо при участии самого Рублева, либо его учениками и последователями — из церкви Успения на Городке в Звенигороде, кремлевского Благовещенского собора 1416 года, Спасского собора Андроникова монастыря, собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. К сожалению, эти фрагменты — то немногое, что осталось от большинства росписей Рублева и рублевского времени. Фресок 1405 года в Благовещенском соборе, о которых сообщает летопись, нет, потому что собор дважды перестраивали: в 1416 году, а потом в 1480-е годы. Росписи Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры тоже утрачены: они переписывались в XVII и в XIX веках. Практически не сохранил древних росписей и Спасский собор Андроникова монастыря.

Единственный (подчеркиваю — единственный!) собор, в котором остались фрески, бесспорно принадлежащие Андрею Рублеву, — это Успенский собор во Владимире.

— 2022 год. Икона «Святой Троицы» была выдана в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру на время празднования 600-летия обретения мощей святого Сергия Радонежского.

Пресс-служба Третьяковской галереи в своем Telegram-канале прокомментировала выдачу иконы «Святая Троица» Андрея Рублева:

— Понимая огромную значимость для всего православного мира «Троицы», главного шедевра древнерусской иконописи, написанного Андреем Рублевым и хранящегося в Государственной Третьяковской галерее, после всесторонней оценки рисков, связанных с транспортировкой, было удовлетворено прошение руководства Русской Православной Церкви предоставить икону для богослужений в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, приуроченных к 600-летию обретения мощей святого Сергия Радонежского.

Кто производитель капсулы и стекла для транспортировки и показа «Святой Троицы» Андрея Рублева, информации не было.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>