Одна из самых интригующих премьер нынешнего сезона — в Театре им. Маяковского, где на минувших выходных представили спектакль «Другая сказка» в постановке Сергея Урсуляка. Для дебюта на театральной сцене известный кинорежиссер выбрал то, что хорошо знает и любит, — советскую драматургию, а именно — пьесы Евгения Шварца, превратив их в острый и глубокомысленный разговор о сегодняшнем времени.
«За кулисами сейчас 25 артистов волнуются до смерти, поэтому будьте, пожалуйста, доброжелательны к тому, что увидите. Обеспечьте им продление жизни», — иронично предупредил зрителей на первом показе Сергей Урсуляк.
Шутки шутками, но взаимопроникновение двух миров — кино и театра — всей постановочной команде далось действительно непросто. Мастер был требователен, пытаясь, как на съемочной площадке, зафиксировать каждую сцену в ее идеале («но каждый раз я рисковал увидеть новый спектакль, и это меня, скорее, не радовало, так что, режиссура в театре — это сизифов труд»). Но артисты предлагали совсем другой тип существования («Сергей Владимирович ждал результат сразу, а нам нужно было время, поэтому, конечно, мы друг ко другу притирались»).
Сергей Урсуляк дебютирует в театре им. Маяковского «Другой сказкой» по Шварцу / Автор: Сергей Куксин
По правде сказать, Урсуляк театру не такой уж и чужой — он окончил «Щуку», играл в «Сатириконе». Но — когда это было?
«Сорок лет назад. Все, что я тогда знал, — забыл, поэтому все в этой работе для меня было заново, это по-настоящему новый опыт», — развел руками режиссер.
Тем удивительнее то, что из этого «противостояния миров» родилось: «Другая сказка» — спектакль исключительной легкости.
И в декорациях — кругом не стесненный ничем «воздух», который создают зеркальный задник и прозрачные ширмы; и во взаимодействии артистов, живущих в этом невесомом пространстве азартно и играючи; и в музыке — нет-нет, да и мелькнут знакомые гармонии откуда-то из далекого детства. Никаких спецэффектов — но и без них все подернуто дымкой волшебства, мерцанием чуда — они то ли возникают сами по себе, подчиняясь происходящему, то ли их рисует наше воображение, отражая, как в зеркале, атмосферу настоящей сказки…
В основе спектакля — пьеса «Голый король». Принцесса (Алена Васина) влюблена в простолюдина Генриха (Никита Языков), но такой брак невозможен, поэтому девушку сватают к правителю соседнего государства (Вячеслав Ковалев). Генрих вместе со своим другом Христианом (Мамука Патарава) всячески пытаются расстроить свадьбу и, переодеваясь в разные одежды, проникают в королевство с тем, чтобы выкрасть Принцессу. В образе жандармов им это не удается, но в роли ткачей, предложивших королю пошить свадебный наряд из удивительной ткани, которую видит только человек умный и не зря занимающий свою должность, — они уже ближе к цели…
Между тем, и у самого Евгения Шварца, и в спектакле, это все — лишь фабула. Наполнение сюжета, его смыслы глубже. Режиссер попутно цитирует и «Сказку о потерянном времени», и «Тень», и даже полузабытый сценарий Шварца и Эрдмана «Каин XVIII» (в фильме 1963 года короля безумно смешно играл Эраст Гарин). Все это сплетается Урсуляком в единое полотно, где главный вопрос объемно и уже серьезно, не по-сказочному, всплывает в финале: когда же все мы, наконец, будем счастливы?
«Другая сказка» — спектакль исключительной легкости
Происходящее на сцене временами уморительное настолько, что невозможно сдержать смех. Актуальность реплик — будто с первых полос газет и новостных лент — моментально «включает» зрительские реакции.
«Один банкир третьего дня перевел за границу даже свои золотые зубы. И теперь он все время ездит за границу и обратно. На родине ему теперь нечем пережевывать пищу».
Рассуждает Сергей Урсуляк и о природе власти. Когда Голого короля сместили, посадив на его место Первого министра (Евгений Парамонов), — все с бесстрастной улыбкой повторяют: «Зло ушло, добро пришло». Но было ли ушедшее на самом деле злом? И оказалось ли пришедшее в самом деле Добром? Велик соблазн у зрителя: примерить сказку к нашей общей истории — но, сколько ни было в ней резких поворотов, однозначного ответа нет (и вряд ли может быть) — кто больше прав, кто больше виноват? Все — будто понемногу (или же помногу) правы и одновременно виноваты. За перевернутой историей на каждом повороте — простые люди, живые судьбы, лица, голоса…
Так будет ли когда-нибудь на самом деле счастлив человек? Конечно. Счастье — как платье: главное — в него верить. В финале герои танцуют послевоенный вальс, а в окошках домов — поочередно загораются огоньки.
Остается сказать, что «Другая сказка» — это еще и великолепный актерский ансамбль. Фееричен Министр нежных чувств Виктор Запорожский. В роли Первого министра, который рубит королю «правду-матку», прекрасен Евгений Парамонов. Азартен и пластичен Христиан — Мамука Патарава.
И наконец: заниматься театральной режиссурой Сергей Урсуляк больше не планирует. Так что для зрителей этот спектакль — единственная возможность погрузиться в его сказочный эксперимент.
Комметарии