Эрмитаж открывает выставку «Скульптура Флоренции в XV веке» — удивительный проект, в котором есть место не только «тихим сенсациям», но и продолжению международного сотрудничества. Экспонаты, которые до Петербурга из Италии не доехали, все равно будут присутствовать — в мультимедийном формате. Всего же гости увидят двадцать пять произведений итальянского Возрождения, многие из которых покинули запасники и исследовательские лаборатории впервые.
— Эта выставка очень важна для нашего времени — это Мадонны, это красота Ренессанса, — отмечает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. — Но она еще и про живой музей, про то, как музей коллекционирует. Ведь все эти произведения собирались вне Эрмитажа, и потом уже влились в нашу коллекцию. Эти скульптуры заставляют о многом подумать. Заставляет подумать и мастерская одного из самых крупных скульпторов Флоренции Андреа Верроккьо, в которой мы находим следы рук великих мастеров, которые у него работали. Возможно, и самого Леонардо.
Выставка представляет и творчество крупных художников Флоренции, и произведения разного уровня и плана. Материал тоже неодинаков — терракот, гипс, майолика, дерево… Самый популярный сюжет, конечно же — Богоматерь с младенцем. Для Флоренции это объясняется очень просто — особым почитанием Девы Марии в этом городе.
В Эрмитаже можно увидеть, например, «Мадонну с Младенцем», созданную в мастерской скульптора Лоренцо Гиберти, автора знаменитых восточных «Врат Рая» Флорентийского баптистерия. Два рельефа второй половины 1450-х годов на сюжет «Мадонна, поклоняющаяся младенцу» восходят к произведениям выдающегося флорентийского мастера Дезидерио да Сеттиньяно. На работах в мраморе специализировался и другой ведущий скульптор Флоренции — Антонио Росселлино. Вообще, итальянские рельефные композиции, которые музей недавно приобрел у петербургских коллекционеров Ларисы и Олега Шушковых — одна из «тихих сенсаций» этой выставки.
Еще один флорентийский мастер — Кватроченто Лука делла Роббиа считается изобретателем техники майолики. В его мастерской созданы «Богоматерь, поклоняющаяся младенцу», «Святой Себастьян», «Мальчик с флейтой» и другие произведения, которые тоже представлены в Пикетном зале.
В Эрмитаже обращают внимание на бюсты из терракоты, исполненные под влиянием Андреа Верроккьо. Созданные им образы Христа — а на выставке представлен Бюст Христа из терракоты — оказали большое влияние на современников.
Фото: Предоставлено Государственным Эрмитажем
Над многими скульптурами потрудились реставраторы — особое внимание к их работе, подчеркивает Михаил Пиотровский, признак современной выставки. Как и научные исследования (а многие из представленных композиций совсем недавно стали предметом исследований и публикаций), и современные технологии. С помощью последних Эрмитаж все-таки покажет публике Ангела Благовещения и беременную Мадонну из Сан-Дженнаро (Тоскана) — композицию приписывают юному Леонардо. Фильм, посвященный реставрации статуи «Архангел Гавриил» и предоставленный итальянскими коллегами можно будет также посмотреть в залах экспозиции.
— Кстати, выставка перекликается с нашей коллекцией скульптуры в постоянной экспозиции, и эта перекличка очень важна и интересна. Хотелось бы, чтобы ее видели и понимали не только сотрудники Эрмитажа, — говорит Михаил Пиотровский.
Выставка «Скульптура Флоренции в XV веке» будет открыта с 30 марта до 4 июля в Главном музейном комплексе.
Комметарии