Если вы любите творчество Маркеса и Кортасара, Фукса и Гоголя, Булгакова и Вахтангова, идите на открывшуюся в Барнауле персональную выставку Александра Карпова «Мир карандаша». Там вы взглянете на карповские миры фантастического реализма широко открытыми глазами — совсем как Николай Васильевич Гоголь, которому открыл веки Вий, после чего великий писатель сжег второй том «Мертвых душ». Таков сюжет одного из четырех десятков графических произведений художника.
Осип Мандельштам в окружении трепещущих стрекоз и струящихся материй / Предоставлено Александром Карповым
Карпов — художник в широком смысле этого слова. Он не только пишет картины — он также поэт и бард. По-настоящему творческий человек всегда живет немного вне своего времени, параллельно с ним. Вот и Александр Александрович берется за темы по большей части вечные, общечеловеческие. Его триптих «Революция. Эволюция. Деградация» — настоящий философский трактат в графике об истории развития цивилизации, общества, человека. Здесь вам и люди с их страстями и страстишками, и Творец с ангелом, и Дарвин с космонавтом в открытом космосе, но в центре композиции находится старая обезьяна. У нее мудрые и все понимающие глаза Альберта Эйнштейна.
Эту работу всяк истолкует по-своему. Скептик скажет, что любая революция заканчивается деградацией ее же идей, волны гасят ветер. Оптимист решит, что путь в будущее возможен только долгим эволюционным путем, неразрывно сочетающим в себе идеальное и материальное. Мистик усмехнется: напитываясь новыми знаниями и получая новые возможности для развития, человек по сути своей остается обезьяной, надо только немного поскрести мягкий, как театральный грим, культурный слой. Но что это за крошечный самолетик прошмыгнул под лапой обезьяны, оставляя белый инверсионный след? Символ тех, кого не успел сжать мертвой хваткой Кинг Конг деградирующей цивилизации? Ответ у каждого будет свой.
Лермонтов, примеряющий посмертную маску Пушкина. Мандельштам в окружении трепещущих стрекоз и струящихся материй. Воинство небесных ангелов и полчища воронья вокруг Всевидящего Ока. Дивная Птица Ночь, осеняющая сонными крылами ребенка, собачонку и котёнка. Об особенностях стиля Карпова спорят давно. Есть те, кто сравнивает его с Сальвадором Дали. Но от идола сюрреализма наш земляк так же далек, как Земля от Сатурна. Его стиль основан на смешении макро- и микрокосмосов, прорастании реальности в фантасмагорию и наоборот, нахождении потаенного смысла в обычных вещах. Какие веки Гоголю открывает Вий? Конечно же, духовные.
Владимир Малахов, хорошо известный в творческой среде Барнаула, помимо уникальной широты талантов своего давнего друга выделает еще одно очень важное качество — терпение.
— Примеров масса. Допустим, когда мы ему предложили работу по верстке математических журналов в издательстве Алтайского госуниверситета, а Саше уже было за пятьдесят, он изучил и освоил новые для него компьютерные программы. Даже маленький по формату карандашный рисунок занимает не один месяц времени. Для поддержания своих физических кондиций Саша разработал и выполняет целый комплекс упражнений. За день, например, он делает по четыреста приседаний за несколько подходов. Попробуйте ради интереса и вы. Странно и обидно лишь одно. Таланты Александра Карпова оценили только собратья по творчеству из Союза писателей. А художники и музыканты тихо курят в сторонке.
Помимо станковой графики в экспозиции представлена еще и книжная. Александр Карпов работал со многими писателями. Дважды удостаивался краевой премии «Золотой переплет» как лучший художник книги. На выставке представлены издания, которые Карпов оформлял и иллюстрировал.
Название экспозиции «Мир карандаша», конечно же, с двойным дном.
— С одной стороны, это мир, который нарисован карандашом. А с другой — в каждом карандаше заключен целый мир. Он спит, пока не попадет в руки мастера. Я не использую стирательную резинку, всегда рисую сразу начисто. Это предполагает контроль и концентрацию, чтобы не случилось никакой помарки. Так что рука, несмотря на возраст, пока у меня еще твердая. С цанговым карандашом и листом бумаги я чувствую себя максимально свободным. Это мой способ познания окружающей действительности и самого себя. Почему карандаш и бумага, а не кисть и холст? Они значительно дешевле, особенно сейчас, — отшучивается автор.
Комметарии