Уникальный литературно-анимационный проект «Жанры» стартовал в 32 библиотеках юго-восточного округа Москвы. Каждый месяц здесь будут показывать одну из десяти программ современных российских мультфильмов, объединенных тем или иным жанром, существующим в литературе и кино. Отдельные блоки посвящены детективам, биографиям, притчам, фантастике или ужасам. Июльская программа отличается знойным характером и романтическим настроением, что ясно уже из ее названия: «Высокое напряжение. Истории любви».
У инициаторов проекта, команды «Большого фестиваля мультфильмов», двойная задача: во-первых, это популяризация и модернизация московских библиотек, многие из которых давно переросли узкоспециализированные «пункты по выдаче книг». Во-вторых, это знакомство зрителей с достойными образцами российской анимации, которые зачастую возможно увидеть лишь на профессиональных киносмотрах.
— Использование библиотек в качестве многофункциональных площадок — это модная и разумная концепция, активно поддерживаемая московским правительством, — рассказывает программный директор БФМ Мария Терещенко. – Идея ее в том, что организации культуры должны стать более универсальными. Нынешний проект получился синтетическим. И хотя у нас не научное исследование, а развлекательная программа, но в то же время мы предлагаем зрителям разобраться в вопросе, как литературные жанры преобразуются в мультипликации. Например, триллер или ужастик редко встречаются в мультипликации в чистом виде: почти всегда к ним добавляется ирония или какой-то пародийный элемент. А любовная история во многих случаях выходит на уровень притчи.
Как для организаторов, так и для библиотечной публики такой анимационный фестиваль в читальнях стал совершенно новым опытом. Только за первый месяц проект «Жанры» посетило порядка семисот человек. После кинопоказов взрослая публика активно обсуждала художественные достоинства мультфильмов, составивших программу «Фантастика», и изучала тематические книжные подборки, рекомендованные библиотекарями. Юным зрителям было предложено поучаствовать в литературных викторинах, дискуссиях, нарисовать понравившихся персонажей, и даже снять короткий мультфильм – разумеется, в фантастическом жанре.
— В библиотеки ходят немножко другие зрители, чем те, которые сегодня бывают в кино, — продолжает Мария Терещенко. – Современные кинотеатры в основном предлагают культуру в несколько агрессивной форме: поп-корн, игровые автоматы, торговые центры. Далеко не любой человек чувствует себя уютно в такой среде. Библиотека предполагает тишину и сосредоточенность. Туда приходят люди, в большей степени настроенные на самостоятельный выбор, нежели использование разрекламированных культурных продуктов. Эти люди более любознательны и недоверчивы. Библиотечный зритель активнее, его реакция на увиденное более отчетлива и непосредственна. И не всегда положительная, потому что мы показываем не только милые и детские, но и сложные, экспериментальные и философские фильмы. Оказалось, что огромную часть советского кинофонда зрители вообще не знают и часто недоумевают: «Неужели в советское время такие мультфильмы снимались?».
Среди анимационных лент июльской подборки – мелодраматическая «Любовная история – уборная история» Константина Бронзита, несколько лет назад номинировавшаяся на «Оскар»; кукольная экранизация повести Гоголя «Старосветские помещики» — «Он и она» Марии Муат; философский «Потоп» известного мастера абсурда Ивана Максимова; тонкий и созерцательный «Привет из Кисловодска» Дмитрия Геллера; многократный призер международных фестивалей «Девочка-дура» Зои Киреевой; «Буатель» Алексея Демина – история любви французского солдата и чернокожей девушки.
Комметарии