В эпоху, когда сжигаются мосты и воздвигаются стены между странами, выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» в ГМИИ им. А.С. Пушкина — событие исключительное.
Уникальна не только сама частная коллекция американцев Томаса Каплана и его супруги Дафны Реканати-Каплан, но и способ ее создания и удивительно мудрый способ обращения с ней, выбранный владельцами. Впервые «Шедевры» были представлены год назад в Лувре, а затем в музеях Шанхая и Пекина. Собранная за 15 лет, коллекция включает 250 работ голландской живописи XVII столетия. «Золотого века» — века Рембрандта, Яна Вермеера, Франса Халса, Яна Ливенса, Геррита Дау, Франса ван Мириса Старшего, Габриэла Метсю, Карела Фабрициуса, Яна Стена… Работы всех этих мастеров есть в Лейденской коллекции. Иначе говоря, это собрание больших и малых голландцев, по масштабу и уровню работ вполне сопоставимое, например, с собранием голландской живописи в Эрмитаже, которое, к слову, из лучших в мире. Спасибо Петру I и Екатерине II. Кстати, выставка шедевров Лейденской коллекции после ГМИИ им. А.С. Пушкина отправится в Эрмитаж, а затем уже — в Лувр в Абу-Даби…
«Вы собираете, как русские», — услышали однажды супруги Каплан. Возможно, подразумевался размах и агрессивная манера поведения на рынке — в течение первых пяти лет, с 2003 года, они покупали по одной картине в неделю. Но Томас Каплан скромно замечает, что «как коллекционеры мы по сравнению с гигантом Екатериной всего лишь мелкая рыбешка». Тем не менее сравнение с приобретениями русской императрицы Лейденская коллекция спокойно выдерживает: их объединяет любовь к голландским мастерам, старт с нуля, рекордно короткие сроки собирания и высочайший музейный уровень.
Правда, если Екатерина II покупала целые коллекции, то сегодня купить и одного Рембрандта — все равно что звезду с неба достать. Тем не менее в Лейденской коллекции -14 картин Рембрандта и два его рисунка. Не зря голландцы называют Томаса Каплана послом Рембрандта. Кроме того, например, в Лейденской коллекции находятся единственная картина Вермеера, что осталась в частном владении («Девушка за вёрджинелом»), и единственное полотно Карела Фабрициуса в частных руках «Явление ангела Агари»… Картины Вермеера и Фабрициуса — среди 82 шедевров Лейденской коллекции, прибывших в Москву.
Идея, однако, была отнюдь не только в том, чтобы скупить все доступные шедевры старых мастеров на рынке. Кроме крепкой финансовой основы, их капиталом была страстная любовь к Рембрандту. И — системная стратегия, выработанная командой экспертов. Стратегия эта чем-то напоминает открытие новых элементов с опорой на таблицу Менделеева. Скажем, на аукционе в 2015 году появилась небольшая работа неизвестного художника XVII века «Пациент, упавший в обморок», не обещавшая ни ажиотажа, ни открытий. Когда за нее в ходе торгов развернулась борьба и скромная цена выросла в тысячу раз, дилеры были в недоумении. Меж тем после исследований работа неизвестного автора, вошедшая в Лейденскую коллекцию, оказалась самой ранней из известных сегодня подписных (!) работ Рембрандта. Как признается Лара Ягер-Красселт, куратор (наряду с Вадимом Садковым) выставки Лейденской коллекции в ГМИИ им. А.С. Пушкина, эту работу команда Томаса Каплана искала почти семь лет, с момента покупки первой работы из серии «Аллегории чувств» Рембрандта.
В результате в коллекции Томаса и Дафны Каплан оказались редчайшие работы раннего Рембрандта, его приятеля и соратника по мастерской Яна Ливенса, их общего учителя Питера Ластмана (бывавшего в Италии и знавшего работы Караваджо)… И если Ластман работал в Амстердаме, то Рембрандт и Ян Ливенс начинали в своем городе Лейдене. Это потом, в мом начале 1630-х, рузья разъедутся в поисках клиентов и фортуны: Ливенс отправится в Англию, а Рембрандт — в Амстердам. Но их родной город — Лейден, славный университетом и ткацкими мануфактурами. В честь родного города Рембрандта коллекция и получила название Лейденской.
Выставка Лейденской коллекции в ГМИИ им. А.С. Пушкина позволяет воочию увидеть связи, соперничество, уроки, страстный поиск своего пути в искусстве 20-летнего Рембрандта и его современников. На одной стороне Белого зала вы видите автопортрет Яна Ливенса: темпераментно написанный, дерзкий, почти вызывающий. На другой — автопортрет Рембрандта: с затемненными глазами, «играющий» с эффектами тени и света, но подчеркнуто сосредоточенный, внимательный. Между ними — копия автопортрета Рембрандта в восточном наряде, выполненная Изаком де Яудервилем. Экзотические костюмы, сильные эмоции, контрасты тени и света — ощущение, что эти юные 20-летние уже на старте готовы были соревноваться и с Караваджо, и со своими учителями. Вот эта энергия золотого XVII века живет и дышит в картинах голландских мастеров. Мир частного человека, неколебимость приватной свободы и достоинство труда оказываются тут важнейшими ценностями.
Другой фокус Лейденской коллекции — Геррит Дау и Франс ван Мирис, основоположники «тонкой живописной манеры» в Лейдене. Хотя Дау был учеником Рембрандта, между ними, кажется, ничего общего. Маленький формат работ, тончайшая работа кистью, домашние жанровые сценки — его стихия. Не зря Дау изобразит себя рядом с кучей вываленных из сундука атрибутов «исторической живописи». Театральному антуражу он предпочтет сюжеты обычной жизни.
Томас и Дафна Каплан никогда не держали работы дома, они сотрудничают с 40 музеями мира, предоставив им показывать произведения коллекции. Каталог Лейденской коллекции доступен онлайн. Нынешнее мировое турне Лейденской коллекции — послание Рембрандта миру; напоминание о гуманизме и толерантности в эпоху постправды и постгуманизма.
Символично, что центральным экспонатом выставки в Москве стала «Минерва» (1635) Рембрандта. Отодвинув военный шлем, богиня мудрости, искусства, медицины и ткачества сидит перед открытой книгой. Просвещение — самый безопасный способ извлечения камня глупости. Озорная картина юного Рембрандта (аллегория осязания, разумеется) прекрасно рифмуется с более поздним монументальным портретом античной богини мудрости.
Комметарии