В Москве в Храме Христа Спасителя открылся Патриарший музей церковного искусства. В его экспозиции — все многообразие христианской культуры разных стран. Большая часть коллекции — уникальные иконы, которые дают возможность увидеть развитие церковного канона и стилей иконописи. От фаюмских портретов до нашего времени. Церемонию открытия нового музея возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Увидеть выставку, открытия которой ждали много лет, пришли священнослужители, ученые, представители крупнейших музеев России. Впервые ценнейшие памятники церковного искусства за XV веков собраны в одном месте.
«Эта коллекция дает возможность людям, желающим познакомиться с историей иконописи, с историей церковного искусства, увидеть развитие церковного канона иконописного, стилей иконописных», — объясняет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл .
Подчеркнуто огромные симметричные глаза с отрешенным неподвижным взглядом, фигуры – приземистые и грузные застывают в строго определенных позах – это византийская школа иконописи XI века. Живость лица и яркие краски в работах мастеров Сербии, Болгарии и Македонии VII века. На этой выставке историю иконописи рассказывают памятники со всего мира. Самый древний – египетский фаюмский портрет — один из лучших образцов античной живописи, с которых и началась история портрета. Еще один пример влияния иконописи на культуру привел Владимир Мединский.
«Вчера вечером с Третьяковской галереей мы открывали выставку советского реализма с 17-го по 45-й годы, самый сложный период. Потрясающе. Казалось бы, богоборческие времена, а, вместе с тем, напрямую, в картине видны ассоциации с иконописными сюжетами, либо с евангельскими текстами. Это говорит о том, как глубоко в душах наших лучших художников хранились ценности», — говорит министр культуры России Владимир Мединский.
Представленные на выставке иконы отличаются и формой. Двухсторонние – для крестовых походов, складные, чтобы брать с собой в дорогу, так называемые «таблетки» XVI века — минеи, на которых изображены святые, почитаемые в определенный месяц.
Замыкает экспозицию монументальный триптих Виктора Васнецова, написанный для Всемирной выставки в Париже 1899 года. Но уникальных экспонатов настолько много, что уже в скором времени будет оборудован дополнительный экспозиционный зал.
Комметарии