В Европе в эти дни наступает время «Парсифаля», традиционно исполняющегося в предпасхальные дни (содержание оперы завязано на христианских символах, а ее последнее действие происходит в святую пятницу). Впервые в этом году дирижировать вагнеровским «Парсифалем» в Вене на главной оперной сцене — в Штатсопере — будет Валерий Гергиев. Накануне он исполнил оперу с коллективом Мариинского тетра в Москве в Концертном зале «Зарядье».
Это был интересный музыкальный сюжет: во-первых, «Парсифаль» в России так и остается до сих пор абсолютным эксклюзивом Гергиева и Мариинского театра, вернувших вагнеровское название в отечественную афишу 22 года назад. Во-вторых, интерпретация Гергиевым этой партитуры признана эталонной в музыкальном мире, а его запись на лейбле «Мариинский» в 2010 году была выдвинута на Грэмми. В той записи вместе с мариинскими артистами участвовали крупнейшие вагнеровские певцы — Рене Папе, Виолета Урмана, Гари Леман, а в Москву Гергиев привез полностью мариинский состав. Наконец, интриговало, как прозвучит парсифалевская мистерия в акустике зала «Зарядье», недавно так неожиданно открывшего новые краски в «Очарованном страннике» Родиона Щедрина, исполнявшимся Мариинкой.
Ожидания оказались не напрасными: гергиевский «Парсифаль» захватил с первых же томительных звуков увертюры, рисующие печаль мира, где даже рыцарям храма Грааля больше не дано созерцать священный Грааль — из-за грехов их короля Амфортаса. Оркестровое действо развернулось во всех парсифалевских деталях и вагнеровской перспективе — как часть огромного музыкального мифа о мире. Появление Кундри напомнило в этой интерпретации стремительную Брунгильду, пение дев в волшебном саду Клингзора — переклички валькирий, а в обольщении Парсифаля Кундри проступали контуры тристано-изольдовских томлений. Гергиев вел партитуру в подвижном темпе и с такой концентрацией энергии, что невозможно было упустить ничего — ни страдающую интонацию в хорах рыцарей, ни ориентальную красоту садов Клингзора, ни сияющее звучание финала, где священное копье, пронзившее тело Христа на кресте, отвоеванное Парсифалем у Клингзора, возвращается к братьям и исцеляет Амфортаса — чудо святой пятницы.
Впечатлил и хор Мариинского театра, и все солисты, особенно Юлия Маточкина в партии Кундри. Ее голос звучал с необычайной мягкостью и красотой, полновесно и с настоящим вагнеровским драматизмом. Убедительным было и исполнение партии Парсифаля Михаилом Векуа — крепко, ясно и достаточно гибко, учитывая специфическую «прямолинейность» его голоса. Отлично звучали в своих партиях и опытный «вагнерианец» Михаил Петренко (Клингзор), и исполнявший свою первую вагнеровскую роль Алексей Марков (Амфортас), Юрий Воробьев (Гурнеманц) и Владимир Феляуэр (Титурель). Это факт, но такой исполнительский уровень не всегда можно услышать даже в Байройте, которому, к слову, Вагнер свою мистерию и завещал.
МЕЖДУ ТЕМ
26 апреля, в пятницу, «Парсифаль» будет представлен на сцене Мариинского театра. А 18, 21 и 24 апреля Валерий Гергиев будет дирижировать в Вене «Парсифалем» в постановке Алвиса Херманиса.
Комметарии