Торжественное открытие программы прошло по традиции в Зале Церковных соборов храма Христа Спасителя. Этот концерт всегда следует за официальным открытием Московского Пасхального фестиваля в Большом зале консерватории и представляет в одной программе несколько коллективов, участвующих в пасхальном хоровом проекте, крупнейшем в России. На открытии выступили Праздничный мужской хор Московского Данилова монастыря, Московский Синодальный хор и хор Мариинского театра.
Хор Мариинского театра исполнил духовные сочинения Бортнянского, Чеснокова, Рахманинова, Щедрина. Фото: предоставлено Московским Пасхальным фестивалем
Всего в хоровой программе в этом году примут участие более 20 коллективов из России и Беларуси. Привычный для Пасхального фестиваля международный формат, позволивший за двадцать лет представить в Москве сотни хоровых коллективов из разных городов и стран, по понятным причинам сократился до минимума. В афише остался единственный гость из-за рубежа — Архиерейский хор Минского Свято-Духова кафедрального собора (Беларусь). Хотя многие приглашенные и не отказывались от участия, считая, что сфера духовного искусства не должна нести в себе идею разъединения, но из-за логистических сложностей не смогли приехать в Москву.
Между тем концерт в Зале Церковных соборов получился символичным по своей музыкальной драматургии. Хоры-участники собрали афишу в формате исторической ретроспективы православной музыкальной традиции, включив в нее сочинения разных эпох — от древних византийских распевов до современных хоровых партитур Родиона Щедрина.
Праздничный мужской хор Московского Данилова монастыря (художественный руководитель и главный регент Георгий Сафонов) исполнил серию пасхальных распевов — византийские, киевские, сербские, валаамский напев — свидетельство целостной традиции православного песнопения. С чисто византийской, «умиротворяющей» красотой звучали в исполнении хора богатые орнаменты древних песнопений Константинополя с их особой, узорчатой вокальной строкой,которую невозможно зафиксировать в нотах, плавными ритмами и гудящей, словно орган, «педалью» низких мужских голосов. И близкий задушевной лирической песне киевский распев «Воскресение Христово видевше» в многоголосном варианте (в гармонизации Павла Чеснокова), и, словно плывущий по воздуху, тихий сербский Эксапостиларий Пасхи. В финале программы хор исполнил Тропарь Пасхи Александра Кастальского, ликующий, многоглосный, построенный на обработке древнего киевского распева.
Сочинения Кастальского, крупнейшего композитора «Нового направления» духовной музыки на рубеже XIX-XX веков, прозвучали и в исполнении старейшего в России Московского Синодального хора (художественный руководитель и дирижер Алексей Пузаков), для которого Кастальский в свое время написал немало сочинений. Одно из них — «Хвалите Имя Господне», созданное на основе древнерусского знаменного распева, прозвучало в эталонном для хора качестве многоголосия, как эпически широкое звуковое полотно, с антифонами и ясной архаикой оригинального распева. Хор исполнил и гармонически сложную, с быстрыми многоголосными фактурами партитуру ушедшего два года назад московского протоирея Николая Ведерникова «Плотию уснув». Ее распев «Мира спасение — Пасха» Синодальный хор исполнял в память о протоирее и в прошлом году на открытии хоровой программы.
Завершил концерт хор Мариинского театра, постоянный участник Московского Пасхального фестиваля, выступивший в этом году со своим новым руководителем Константином Рыловым. Музыканты исполнили концертные духовные сочинения Бортнянского, Чеснокова, фрагменты крупных хоровых партитур. Среди них — два фрагмента из литургии «Запечатленный ангел» Родиона Щедрина, написанной к 1000-летию Крещения Руси на канонические церковно-славянские тексты: по сути, «энциклопедии» русской духовной хоровой традиции, требующей высочайшего исполнительского мастерства. В исполнении Мариинского хора эта партиутра звучала впечатляюще: тончайшие динамические решения, воздушные пианисссимо, сторгие знаменные напевы и гармонические аккорды, эффекты отражения звука — «эха».
Хор исполнил и фрагмент из «Всенощного бдения» Рахманинова, написанного, как известно, в годы Первой мировой войны, в состоянии острой душевной боли и трагического осознания катастрофы все современной цивилизации. Номер «Воскресение Христово видевше» на текст раннехристианского гимна прозвучал с мощными контрастами — трагическими, предельно напряженными восклицаниями и тихими репликами женских голосов и внезапным обрывом в медленное, словно парящее в воздухе и оттого приобретающее смысл послания, звучание слов «смертию смерть разруши» — это главное, что вкладывал в свою «Всенощную» Рахманинов, тяжело переживавший кровопролитные события войны. Сегодня это сочинение, как и вся духовная музыка, связывающая общей традицией страны и народы, звучит особенно актуально.
Комметарии