В Москве прошла презентация каталога выставки «Глагол таинственный небес»

В Москве прошла презентация каталога выставки «Глагол таинственный небес»

В Музее современной истории России прошла презентация каталога выставки «Глагол таинственный небес», подготовленной Фондом содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество».
Выставка «Глагол таинственный небес»

Выставка, которая проходила три месяца, посвящена шести векам русской духовной музыки и приурочена к 300-летию Синодального хора. В экспозиции свыше 400 экспонатов и документов из более чем 20 музеев Москвы, Санкт-Петербурга, частных собраний, крупнейших государственных архивов и библиотек. Многие экспонаты никогда прежде не покидали музейных фондов. Российский национальный музей музыки представил более 160 экспонатов, включая фисгармонию, принадлежавшую Сергею Рахманинову.

— Выставка «Глагол таинственный небес» состоялась, она дала глубокий экскурс в историю хора, начиная с XIV века, — рассказала автор идеи и организатор выставки, председатель Наблюдательного совета Фонда «Содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Громова. — Шесть веков духовной музыки — это отдельная часть нашей российской музыкальной культуры. Гастроли Синодального хора сравнивали с Русскими сезонами Дягилева.

— Когда нам предложили принять участие в этой выставке, мы сразу сказали «да», — признался директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин. — Это история, а наш музей хранит историю.

Первый зал выставки был посвящен истории хора в XIV-XVI веках. «Хоровое пение — самая древняя форма искусства. Слова можно поменять местами, смысл их не изменится, — считает автор книги об истории Синодального хора Константин Ковалев-Случевский. — В музыке от перестановки нот мелодия изменяется». Воспроизвести мелодии по нотам можно лишь с XV века».

Многое началось с Византии. Когда в 395 году Римская империя разделилась на Западную (Римскую) и Восточную (Византийскую), то два ствола христианской культуры стали развиваться каждый по-своему. Стала складываться и русская хоровая школа, где был запрет на использование музыкальных инструментов. Запад от этой тенденции отказался. Восток же ушел в аскезу.

До 1589 года Синодальный хор был хором киевских, затем владимирских и московских митрополитов. В XV веке кафедра русских митрополитов была перенесена из Владимира в Москву и основным местом службы певчих стал Успенский собор московского Кремля, в хранилищах которого сохранились рукописи, на основе которых сложился фундамент русской музыкальной культуры, на которую потом опирались композиторы «Могучей кучки», Балакирев, Римский-Корсаков, Рахманинов. Даже революция не могла уничтожить это творческое достояние.

Выставка дала глубокий экскурс в историю хора начиная с XIV века
На рубеже XIX-XX веков хор достиг вершин музыкальной славы и наивысшего расцвета и вел активную гастрольную деятельность, побывав в более чем 60 странах. В этот период коллектив сотрудничал с Чайковским и Рахманиновым. Попечение хора осуществлял генерал-губернатор Москвы Великий князь Сергей Александрович Романов.

Церковное искусство связано с преданием, прикасаясь к которому очищается сердце. В настоящее время в составе коллектива 80 певцов. Помимо участия в торжественных богослужениях Московский Синодальный хор выступает с концертными программами. Коллектив выбран в качестве партнера главным хором Ватикана — хором Папской музыкальной Сикстинской капеллы.

Фото: Репродукция картины «Алапаевские мученики» Игорь Токарев/ Музей «Напольная школа в Алапаевске»
В Свердловской области завершились Свято-Елисаветинские чтения
— В прошлом году, несмотря на пандемию, мы побывали в пяти странах, выступили в девяти городах,- рассказал художественный руководитель Московского Синодального хора Алексей Пузаков. — Синодальный хор сохранил дореволюционный репертуар. Это музыка московской музыкальной школы церковного пения — Чайковского, Рахманинова, также исполняет произведения современных композиторов. В марте мы собираемся в Минск, где вместе с филармоническим оркестром исполним «Страсти по Матфею» митрополита Илариона.

С середины ноября 2021 года по февраль 2022 года выставку «Глагол таинственный небес» посетили более 10 тысяч человек. Фондом ЕСПО была подготовлена просветительская программа: по выходным проводились авторские экскурсии специалистов фонда и концерты духовной музыки. И как итог — издан увесистый каталог с научными статьями и фотографиями тысячным тиражом, которого хватить, чтобы «насытить» архивы и книгохранилища музыкальных училищ.

Завершилась презентация выступлением а капелла детской хоровой студии «Ключ».

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>