Настоящее открытие международного масштаба сделал нижегородский архитектор Денис Плеханов. Он установил, что склады порта – не что иное, как фрагменты центрального павильона Всероссийской выставки 1896 года, которая проводилась в Нижнем Новгороде. Специалисты утверждают, что все сооружения, возведенные для выставки, по своей ценности сопоставимы с Эйфелевой башней, а она служила входной аркой для Всемирной выставки в Париже в 1889 году. Главное сейчас — сохранить уникальное сооружение, которое определили под снос.
Сходство очевидно. Обнаружить редчайшие конструкции архитектору Денису Плеханову удалось случайно. В Интернете он увидел отчет об экскурсии на закрытую территорию Нижегородского порта. На фото различил фрагменты павильонов Всероссийской выставки 1896 года и сразу же отправился на место.
«Дотрагиваюсь до клепанных соединений, которые являлись характерной частью конструкции того времени — конца XIX века. Cварка еще не была изобретена, и применяли такого рода конструкции. Перевозить можно было благодаря резьбовым соединением: части раскручивались, и вся конструкция распадалась на составные части — колонны, арки — и все это в разобранном состоянии можно было перевозить из города в город», — рассказывает Денис Плеханов.
Арки — часть центрального павильона Всероссийской выставки. В Нижний Новгород их привезли из Москвы, где в 1882 году проходила 15-я Всероссийская выставка. Так было выгодно организаторам, поскольку не надо строить все заново в другом городе. Ажурные конструкции стали частью павильона для проведения в 1896 году уже в Нижнем Новгороде 16-й Всероссийской выставки, как оказалось, последней.
«Павильон, в котором мы находимся, был главным павильоном центрального здания на выставке 1896 года, — говорит профессор кафедры ЮНЕСКО при Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете Татьяна Виноградова. — В этом здании располагался мануфактурный отдел. Выставку в Нижнем Новгороде проектировали лучшие архитекторы России, и она лучшая. Можно назвать фамилии — Померанцев. Эти архитекторы творили в Нижнем Новгороде. Целая страница, можно изучать, рассматривая павильоны. Центральный павильон заслуживает отдельных слов. То, что открылось в нижегородском порту, непохоже ни на что. Мы привыкли, что конструкции массивные, фермы. Вы не видите ничего такого. Вы видите колонны в виде пальмы. Я таких конструкций не видела, это культура середины XIX века. Так, как работала Европа, сделано в Петербурге».
Выводы историков подтверждают снимки 1896 года. Сделаны они Максимом Дмитриевым, знаменитым нижегородским фотографом. Здесь и руководители выставки, и архитекторы, которые подготовили проект. Всего тогда было выстроено восемь павильонов. Судьба шести из них неизвестна, поэтому то, что осталось, особенно важно.
«Конструкция должна быть сохранена. Мы можем найти аналоги. Например, музей Орсе в Париже. Здесь может быть музей, галерея», — говорит архитектурный критик Марина Игнатушкина.
Главная задача теперь — находку сохранить. А вместе с ней и другие исторические здания на этой территории — торговые корпуса. Задача оказалось непростой, поскольку рядом строятся объекты к чемпионату мира по футболу, территорию планировали расчищать. Решение о сносе пришлось пересмотреть.
Находки имеют колоссальное историческое и культурное значение. Воссоздать такое невозможно, поэтому надо сохранить. Тогда у города появится еще одна визитная карточка.
Комметарии