В Петербурге реставрируют знаменитую Кунсткамеру. Экспозиции, расположенные в башне музея, закрыты для посещения. А пока идет ремонт, сотрудники Кунсткамеры разрабатывают новую стратегию взаимоотношений с посетителями. Завершить реставрационные работы планируют осенью.
С башней Кунсткамеры как-то сразу не задалось. Ее не успел увидеть автор первого в России естественно-научного музея: Петр Первый умер, когда были готовы только стены. Когда башню построили, она чуть не рухнула из-за ошибки в расчетах, пришлось переделывать. В 1747 году она вообще сгорела, а реставрировать этот символ Петербурга начали только в XIX веке.
Целые кирпичи для нынешних реставраторов – на вес золота. Сохранить максимум исторических деталей – сверхзадача, увы, почти невыполнимая. Когда сняли слой современной штукатурки, выяснилось: историческая кладка сильно повреждена и временем, и людьми.
«На этом участке башни достаточно сильно была деструктурирована кирпичная кладка, и когда строители перебирали ее, внутри кладки, на глубине где-то в полкирпича нашли осколок со времен Великой Отечественной войны, что говорит нам о том, что даже во внутренний двор Кунсткамеры попадали снаряды во время войны», – рассказывает заместитель директора Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Андрей Мельников.
Утраченные части кладки воссоздают, обтесывая кирпичи вручную, как это делали старинные мастера. Кропотливо восстанавливают карнизы и пилоны, ликвидируют трещины и обвалы. На участке стены, где строители серьезно просчитались, они были вынуждены заделывать лишнюю нишу в стене. Не очень изящно: с помощью кованых гвоздей и толстого слоя штукатурки. Но, благодаря этой ошибке, получилось маленькое открытие: «В первоначальные времена здание было от желтоватого до красной охры. Менялся цвет, когда его перекрашивали. В основном, конечно, красили охрой», – объясняет заместитель директора Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Андрей Мельников.
Речи о том, чтобы вернуть Кунсткамере первоначальный цвет, сейчас не идет. Задача – максимально восстановить привычный облик здания. Для этого, правда, придется полностью перебрать саму башенку – она деревянная, доски уже порядком обветшали. Леса, плотно обступившие конструкцию, даже породили слухи: мол, из-за этого и знаменитый глобус с башни пришлось убрать.
Опасения горожан по поводу того, что легендарный глобус якобы исчез с башни Кунсткамеры, абсолютно беспочвенны. Он по-прежнему на своем законном месте, просто от глаз скрыт строительной сеткой. Кстати, специалисты уточняют: это не глобус, а так называемая «армиллярная сфера» – модель Солнечной системы, как ее представляли наши предки. И на сегодняшний день это, пожалуй, единственный элемент на башне, который не требует реконструкции.
Первая армиллярная сфера, установленная на башне, погибла в огне пожара 1747 года. Восстановили ее только через 200 лет, но и вторая к концу XX века пришла в негодность. Нынешнюю модель сделали в 1993 году – уже с использованием космических сплавов, и дали гарантию – как минимум 300 лет без реставрации.
Комметарии