Петербургский «Манеж» покраснел. Между историческими колоннами выросли деревянные красные вставки в белый «горох», а на площади за зданием – сад из надувных деревьев в той же мухомористой расцветке. Яркая окраска хорошо знакома петербуржцам, ведь это флаг легендарного арт-сквота «Пушкинская-10», который уже 35 лет собирает свободных художников в одном экспериментальном пространстве. В юбилейный год основатели арт-центра передали в дар «Манежу» коллекцию «Пушкинской-10»: 5000 тысяч работ теперь станут частью музейного фонда России. Около 400 из них отобрали для выставки, где показан срез неформального искусства Петербурга. Впрочем, как выяснил «МК», в ноев ковчег взяли не всех.
«Пушкинская-10» – особая часть независимой культуры Петербурга, место творческой силы и большая глава истории искусства России. Свободный дух, бунтарство, эксперимент – синонимы андеграундного места, появившегося на карте северной столицы близ памятника Пушкину в 1989 году. Согласно легенде, основатели сквота Сергей Ковальский, Юлий Рыбаков и Евгений Орлов однажды сидели в Пушкинском сквере у памятника работы скульптора Опекушина слегка подшофе и им почудилось, что великий поэт подмигивает и взглядом указывает в сторону дворика. Оказалось, что там под капремонт расселили дом, и художники заняли его, превратив в экспериментальную площадку. Со временем «Пушкинская-10» разрослась: сейчас там есть Музей нонконформистского искусства, Музей Звука, Национальный музей рок-музыки, Музей Битлз Коли Васина и масса галерей. Накопился богатый фонд выставлявшихся там за 35 лет бунтарской жизни работ, которые недавно передали в «Манеж».
Из них выбрали около 400 и распределили по контейнерам, раскрашенным в яркий красный с белыми кругами – цвета официального флага «Пушкинской-10». В основу архитектурного решения Сергея Падалко легла идея основателей сквота – объединить людей искусства на одном «корабле» свободы. Теперь этот ноев ковчег будто бы ведет разношерстную компанию бунтарей в будущее, сохраняя их наследие для потомков.
Яркая архитектура концептуально перекликается и с «Красным вагоном» Ильи Кабакова (один из которых ныне выставлен в Эрмитаже, другой находится в Музее Висбадена). Именно эта тотальная инсталляция с вагоном без колес, декорированным утопическими сценами советской жизни, завершала важную выставку мэтра «В будущее возьмут не всех» (2017-2018). Цитата еще более ранняя – из эссе Кабакова 1983 года, которое стало манифестом нонконформизма и не раз цитировалось.
Образ вагона с ностальгической музыкой и картиной «светлого будущего» старались создать и тут. Только таких вагончиков много. Музыку для них придумал арт-директор Музея звука, что на «Пушкинской-10», Дмитрий Шубин. Авангардные звуки встречают уже на входе в выставочный зал и сопровождают в каждом зале-контейнере. «Манеж» превратился в метафорический дебаркадер.
На его «палубе» есть и Пушкинский сквер: памятник поэту сделан в тех же цветах официального знамени арт-сквота – красном в белый «горох». Над «солнцем русской поэзии» нависают шары, вокруг стоят узнаваемые лавочки в той же фирменной раскраске. А видео на экране, которое окружает инсталляцию-сквер, транслирует повседневную жизнь места. Кажется, словно мы прямо сейчас сидим у Пушкина, вокруг гуляют люди, а мы с основателями сквота задумываем объединить всю неформальную культуру в одном месте. Внутри вагончиков в противовес броской «упаковке» нейтральный фон – светло- или темно-серый, так что внимание сфокусировано тут уже на работах.
Комметарии