В прокате «Ограбление по-американски» — голливудский дебют режиссера «Беременного» Сарика Андреасяна с Эдрианом Броуди и Хейденом Кристенсеном. Фрэнки (Эдриан Броуди) и его младший брат Джимми (Хейден Кристенсен) выросли в Новом Орлеане и всю жизнь были друг за друга горой. И когда мать приводила в дом любовников, и потом, когда вместе устраивали ограбления. В тюрьму они сели тоже вместе, но Фрэнки — на десять лет за убийство копа, а Джимми — всего на полтора. Выйдя на свободу, младший стал автомехаником и постарался забыть о прошлом, но через много лет Фрэнки вернулся и снова втянул брата в масштабный налет, организованный тюремными знакомыми — афроамериканцами с оригинальным критическим взглядом на банковскую систему.
Голливудский дебют режиссера и продюсера Сарика Андреасяна ждали даже те, кого с души воротит при одном упоминании фильма «Беременный» или франшизы «Мамы». Создатель компании Enjoy Movies сделал едва ли не самую удивительную карьеру в современном российском кино и вот теперь отправился завоевывать рынок не просто западный, а сразу важнейший в мире. Премьера «Ограбления по-американски» состоялась на кинофестивале в Торонто минувшей осенью, картина уже продана в 50 стран мира и летом выходит в США, но россияне все же стали первыми зрителями фильма, что было отдельно подчеркнуто Андреасяном на премьере.
Надо сразу отметить, что режиссер выбрал для дебюта совершенно беспроигрышную натуру. Новый Орлеан и американский Юг вообще — это такое место, в котором любой сюжет, связанный с темными человеческими страстями, работает сам по себе — достаточно просто не мешать ему прорасти, подпитавшись от плодородной болотистой почвы.
Страстей в «Ограблении» с избытком:
в глазах бодрящегося по началу героя Броуди сквозит обреченность, а Кристенсен разыгрывает любовную линию с Джорданой Брюстер так отчаянно, что сразу ясно: выживут далеко не все. Но если на уровне заявки все в относительном порядке, то с развитием начинаются проблемы — прежде всего монтажного толка. С развешанных по Москве постеров «Ограбление…» глядит боевиком, однако на деле предстоит вспомнить такой не самый модный в наши дни жанр, как криминальная драма. Причем не просто драма, а в чисто русском с точки зрения накала духе — где-то между первым «Братом» и «Бандитским Петербургом».
Большую часть хронометража герои в основном выясняют отношения и вспоминают, как дошли до жизни такой. Пиком становится исступленный монолог рыдающего Броуди о том, что с ним делали в тюрьме. И надо сказать, что, дорвавшись до блатной гей-эксцентрики, артист, которому в силу печального собачьего взгляда обычно достаются роли интеллигентов, отчаянно переигрывает. Но не успевает раскрыться драматический потенциал, как приходит время обещанного экшна, который снят весьма бойко, но на общем фоне производит несколько чужеродное впечатление.
Уместить в полуторачасовой хронометраж два таких разных фильма, в общем, изначально было не лучшей идеей. Майкл Манн, в сторону которого «Ограбление» многократно и открыто (вплоть до цитат) кивает, в своей «Схватке» раздул хронометраж до трех часов, зато сумел дать героям и пострелять, и раскрыть противоречивый внутренний мир. Фильм Андреасяна постоянно хромает в плане ритма, пытаясь усидеть на двух стульях, производит впечатление пробного шара и по итогам оставляет зрителя скорее разочарованным.
С другой стороны, чисто технологически «Ограбление» сделано вполне по американским стандартам и не бьет по глазам характерной для отечественных экшнов бедностью картинки. Вполне вероятно, что в следующих фильмах, если авторы учтут свои ошибки, результат будет более удобоваримым. Особенно интересно, как приобретенный в Голливуде опыт Андреасян собирается перенести на российскую почву — в конце года в прокат выйдет снятый им в России фантастический боевик «Мафия».
Комметарии