В российском прокате (с 17 июня) — новый анимационный полнометражный фильм студий Disney и Pixar «Лука». Режиссер Энрико Касароса. На первый взгляд, кажется, что перед нами «Ихтиандр» чистой воды. Главный герой — мальчик Лука — может жить и на суше, и в воде, но в разных обличьях. В рыбьем (как маленькое необычное морское существо) и в человеческом. Про вторую способность он поначалу не знает. Его будни состоят в том, что он пасет «морских овец» — то есть стаю мальков. Мама ему строго-настрого запретила приближаться к людям и побережью. Почти как морской царь своим дочерям в «Русалочке» Андерсена. А Лука — послушный ребенок.
Однако случайно он нарушает запрет, и понимает, что ему доступна и другая жизнь — в облике обычного мальчика. Вот только если на него попадет вода, то его кожа снова становится чешуйчатой и он начнет превращаться в «монстра» — так люди думают о тех, кого еще называют «морскими чудовищами». Осознать свою способность преображаться Луке помогает новый друг по имени Альберто. Этого персонажа режиссер Энрико Касароса привнес в мультфильм из своего собственного детства — у него также был друг с таким именем. А еще Касароса, создавая «Луку», вдохновлялся кинолентами об Италии 50-х годов прошлого века. Например, такими, как «Дорога» и «Римские каникулы». В фильме «Лука» даже есть афиши к обеим этим картинам, специально нарисованные художниками Pixar. Зритель при просмотре «Луки» вспомнит и «Большие гонки» — фильм 1965 года, также ставший классикой. Потому, что главные герои примут участие в необычном соревновании. И вообще в картине много так называемых клифхэнгеров — крючков, обращающих к культурным кодам разных времен и эпох. Так, одну из рыб-мальков зовут Мона Лиза — («Мона Лиза, почему ты так улыбаешься?» — спрашивает ее Лука), строгий проницательный кот носит имя Макиавелли. На мопеде мы видим портрет Марчелло Мастрояни….Все это — «работает» не просто на сюжет мультфильма, но и на его главную идею.
Потому что при более пристальном взгляде на фильм «Лука» каждый поймет, что это — «Оскар» в чистом виде. Ведь этот, казалось бы, незатейливый мультфильм — доказательство того, что любые строгие правила и ограничения всех времен, эпох и народов можно учесть в своем творчестве — был бы талант. Как волшебной палочкой, дар создателей раздвигает «обязательные элементы» в мультфильме и выводит на первый план — главное. «Лука» — о том, что следует признавать и женщин, и мужчин, и пожилых, и молодых, людей любого цвета кожи, любой национальности, сословия и класса. Как бы ни были эти люди необычны. К примеру, линия старшего поколения — бабушка Луки — та еще хулиганка и зачинщица. Не желая подрывать авторитет матери, которая запрещает Луке покидать места, где разрешено плавать, бабушка тайком каждую ночь сбегает на поверхность. А среди землян есть другие старушки, возможно, бабушкины подружки — можно лишь довообразить, которые вдруг неожиданно к концу мультфильма совершают такой «каминг-аут» (признание), что ничего не остается, как наградить этот ход в мультфильме аплодисментами.
Этот мультфильм полюбят представители любого большинства и меньшинства. Все, о чем серьезно дискутируют на высоких трибунах, ломая копья, захлебываясь в спорах, мультфильм «Лука» представляет изящно и просто. Та же «волшебная палочка» — то есть талант авторов — перемешивает в мультфильме прошлое, настоящее и будущее, классику и новаторство, и, конечно же, чувства. Страх, предательство, любовь родителей к детям и детей к родителям, обиду, любопытство, стремление следовать за мечтой… Влюбится ли, будучи на поверхности, главный герой, как Ихтиандр в Гуттиэре — зритель может довообразить себе и эту историю.
Более того, мультфильм «Лука», как и многие, к которым «приложили руку» и Disney, и Pixar, и Пит Доктер (он тут — в числе продюсеров), пробуждает в человеке воспоминания или ощущения (в зависимости от личности) о том, что он добр и прекрасен и может любить и получать любовь от других. Он воскрешает во взрослых людях маленьких детей, а малышей делает намного мудрее. И в финале становится почти физически больно оттого, что в целом люди перестали такими быть и жить по этим правилам, что где-то идут войны и царствует сплошной мрак, что к кому-то относятся несправедливо… В то время, когда вот он — другой мир — итальянское солнце, море, вкусная еда (в фильме присказка «О Санта Моцарелла!») и веселое умение друзей Альберто и Луки — сказать своему внутреннему страху «Заткнись, Бруно!». А еще в этом мире можно лежать под звездами, думая, что это — светящееся рыбы, только живущие на небесах…
Поэтому и испытываешь и такое чувство, что трудно «выходить» из этого мультфильма, хочется продолжения. И да — надежда на него есть. Дает ее отшельник, настолько прозрачный, что видно его большое сердце. Живет на недосягаемой глубине, питается тушами китов. А зовут его, когда совсем уж нелегко.
… Мир был бы хуже, если бы в нем не существовали мультфильмы Disney и Pixar, и всю глупость, которая творится вокруг, не превращали бы в волшебную сказку. Сам Андерсен, доведись ему посмотреть мультфильм «Лука», перечитал бы свою «Русалочку» и громко зааплодировал… При этом следует отметить, что в целом «Лука» не похож на знаменитый диснеевский мультфильм «Русалочка». Он — совсем другой. И это своеобразие также хочется и любить, и уважать, следуя не только принципам толерантности, но и велению сердца.
Комметарии