«Новая жизнь известного камина» — так в Музее декоративно-прикладного и народного искусства назвали специальный показ, на котором демонстрировался монтаж керамической облицовки каминного портала, созданного Михаилом Врубелем. Камин займет место в новой музейной экспозиции.
Марко Бравура — известный итальянский художник-монументалист, специалист по мозаике, показывает изнанку своей работы. Проволока, монтажная пена, деревянные крепления — сложная конструкция, для того, чтобы удержать тяжелое панно. Тяжела работа и для самого Марко. Он приехал из Италии в Москву, чтобы собрать, как мозаику, камин Михаила Врубеля.
«Я когда это увидел, подумал — ничего себе! Мы с этим справимся не быстро! Но это оказалось не так сложно. Тяжело пришлось, в прямом смысле слова, когда мы носили каждый кусочек облицовки камина с этажа на этаж. Мы заворачивали их в одеяла, как ребенка, и бережно несли, чтобы не повредить», — рассказал Марко Бравура.
150 деталей керамической облицовки камина. Фрагменты все разные — ни один не повторяется, вес некоторых достигает 4-х килограммов. Их разбирали и собирали заново десятки реставраторов и искусствоведов из двух стран — России и Италии. Для того, чтобы камин Михаила Врубеля оказался в постоянной экспозиции Музея декоративно-прикладного искусства.
«Переместить такую вещь могут только уникальные мастера, которые сочетают в себе музейщика, реставратора, инженера, к тому же, обладающие силой рук и духа. Справиться с такими изразцами дано не каждому», — отметила директор музея Елена Титова.
Камин «Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем» — один из самых известных проектов Врубеля, выполненный по заказу друга и покровителя художника Саввы Мамонтова. Всего Врубель создал семь таких каминов.
Тот, что в Музее декоративно-прикладного искусства, был сделан как выставочный образец, утилитарных функций никогда не выполнял. И, по мнению специалистов, именно этот вариант является авторским экземпляром.
«У нашего камина при реставрации была раскрыта оригинальная надпись: «испол. У С.И. Мамонтова по рис. Врубеля», и именно наш наиболее близок к тому, что был показан в Париже», — отметила главный хранитель музея Ольга Милованова.
Помимо монтажа конструкции, камин частично отреставрировали: провели заделку швов, обработали сколы, очистили, чтобы знаменитая майолика Михаила Врубеля заиграла новыми красками в новой постоянной экспозиции музея «Русский стиль. От историзма к модернизму».
Комметарии