В Театре им. Маяковского выпустили главную премьеру юбилейного сезона — «Любовь по Маркесу»

В Театре им. Маяковского выпустили главную премьеру юбилейного сезона — «Любовь по Маркесу»

В «Маяковке» выпустили главную премьеру юбилейного сезона — «Любовь по Маркесу». К 100-летию театра худрук и режиссер Егор Перегудов разыграл почти беспроигрышную комбинацию: за основу спектакля взял повесть своего любимого колумбийского писателя, а на главные роли пригласил звезд труппы, народных артистов Игоря Костолевского и Ольгу Прокофьеву. Теперь на Большой Никитской иногда можно обнаружить настоящий латиноамериканский квартал — знойный во всех смыслах, где реальность всегда готова преломиться в иллюзию.

Габриэль Гарсиа Маркес — знаковый автор для Егора Перегудова. В Студии театрального искусства с успехом идет его «Один день в Макондо» — спектакль, сочиненный когда-то со студентами ГИТИСа, по роману «Сто лет одиночества». Зрителей и правда приглашают провести в театре весь день и даже угощают мексиканским обедом. Теперь режиссер решил посмотреть на магический реализм писателя вместе с опытными артистами — но, в сущности, продолжая исследовать тему не просто отношений, но чувственности, где-то — интимных границ (об этом и его «Опасные связи» в Мастерской Фоменко), а, в конце концов, поиска ответа на вечный вопрос — что же такое любовь?

— Маркес — большой мистификатор, и его темы, персонажи, география кочуют из проведения в произведение, — рассказывает режиссер. — Он идеальный автор для театра, потому что в нем — и волшебство, и хулиганство, и искренность. Мысли, которые думают его герои и произносят со сцены артисты, мне кажется, сегодня очень важны. Но главная для нас тема — осознать, что такое любовь на самом деле.

В жизни Габито (Игорь Костолевский) любви никогда не было. Были 514 женщин — все они отмечены в небольшой записной книжице, но с каждой из них он ложился в постель исключительно за деньги. Вот и в день своего 90-летия Печальный мудрец (так он подписывает свои еженедельные колонки в газете) решает устроить себе праздник — ночь с «не бывшей в употреблении» девушкой. Та до утра крепко спит, и вдруг просто ее созерцание, молчаливое сидение на краешке кровати без единого касания пробуждают в герое чувства, которые он никогда не испытывал. И чем чаще Габито приходит к спящей, тем крепнет его любовь.

Он делится с ней своими мыслями, заботливо обустраивает скромную комнатку, подбирает для нее книги и пластинки. Называет ее Дельгадина-Худышка (Дарья Хорошилова) — песню про несчастную Дельгадину, которую собственный отец принуждал стать женой, когда-то маленькому Габито пела мать. Ирония судьбы или, как бы сейчас сказали, детская травма — ведь Худышке он годится даже не в отцы, а в деды…

Но это только в реальности возлюбленная спит. В мыслях Габито они живут полной жизнью — вместе пьют чай, дурачатся, переживают ураган. И этот мощный ветер, казалось бы, абсолютно чуждый южноамериканской духоте с ее вездесущими вентиляторами и спасающими от жгучего солнечного света шаттерсами, врывается в жизнь человека, уже ничего подобного не ждущего, и сбивает с ног.

Дельгадина, конечно, совсем не похожа на прочих женщин из жизни Печального мудреца. А на сцене, кажется, собрали их всех — соблазнительные красотки танцуют с кусками торта, и десятки ярких праздничных свечей мелькают в темноте, как вся прошедшая жизнь. Или вот та, полностью обнаженная нимфа, на которой он обещал жениться, но в день свадьбы просто заперся в комнате и не вышел. Даже в живом оркестре — одни женщины. Вероятно, и среди них Габито бы вспомнил кого-то из своего списка. Всюду эмоциональное и чувственное танго (хореография Дениса Тагинцева, чемпиона мира по латиноамериканским танцам) — но девушки танцуют с девушками, дождутся ли они своих «половинок»?

Маркес — большой мистификатор. Он идеальный автор для театра, потому что в нем — и волшебство, и хулиганство, и искренность
Ольга Прокофьева играет держательницу борделя Росу, с Габито — они примерно одного возраста. Оба испещрены морщинами, сутулы и говорят скрипучими голосами. Но во втором акте внезапно этот невероятный грим пропадает, герои молодеют — наконец, приближаются к своему счастью. Печальный мудрец вместо обычных колонок начинает писать в газету любовные письма, ими зачитывается весь город. Покупает для Дегальдины велосипед и сам же «наворачивает» на нем круги по сцене. Наблюдая за этим преображением, сбрасывает пару десятков лет и Роса. В самом конце они заключат договор, почти брачный контракт, — кто переживет другого, забирает себе все, что ему принадлежало. И продолжает заботиться о малышке Дельгадине.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>