В Театре Маяковского обратились к повседневной жизни Москвы 50-х годов. Спектакль «На траве двора» создан по мотивам рассказа Асара Эппеля — мастера ностальгической прозы. К этому произведению режиссер Светлана Землякова впервые обратилась еще в ГИТИСе. Тогда дипломная постановка стала лауреатом нескольких театральных фестивалей. И вот — новая встреча режиссера с прозой Эппеля. Ирония, предчувствие любви и, вместе с тем, трагическое ощущение прожитой зря жизни — вот то, что наполняет новый спектакль Земляковой.
Этот московский двор, как и все остальные, населен самыми разными людьми. Василь Гаврилыч – одинокий, пьющий дворник; Валька – жаждущая любви жена летчика, Софья Петровна – местный Акакий Акакиевич из гоголевской «Шинели» — трогательная и очень бедная: она пудрит нос мукой, которая от жары превращается в тесто. О ней говорят – лишняя, как ненужная копейка, женщина. Но без таких персонажей нет двора.
«Есть такие люди, которых никто не замечает. Она всегда молчит, занимается своими делами, но при этом она более эмоциональная, и в ней больше всего, чем в остальных», — объясняет актриса Театра имени Владимира Маяковского Екатерина Агеева.
«Хроника повседневности одного московского двора времён секретной Корейской войны» — так определяют создатели спектакля его жанр. Но это не бытовая история. Она — о вечном – о любви.
«Мой персонаж – Василий Гаврилыч. Это главная его тема, потому что он, когда-то в молодости, увлекся идеями, и ему хотелось изменить жизнь -свою, чужую, общую. Он помчался, а пропустил, прозевал, профукал любовь», — говорит заслуженный артист России Александр Андриенко.
Где-то далеко кипит и бурлит жизнь. А здесь – на траве двора – все по-прежнему: кажется, жизнь для них вот-вот наступит, но все время почему-то откладывается. Этот двор, как запасной аэродром, на который все приземляются, но с которого взлететь уже не могут.
«Как внутри одной человеческой жизни, которая замкнута пределами очень маленького мира, и этот мир очень часто принимает удары мира, которые находятся за пределами двора. Отражается, меняет этот мир, не дает развиваться так, как хотелось бы героям, людям, персонажам», — отмечает режиссер Светлана Землякова .
К этой прозе Асара Эппеля режиссер Светлана Землякова уже обращалась 10 лет назад в студенческой постановке. На премьере был и сам автор – хохотал, как ребенок, и очень хотел, чтобы спектакль жил. Но век студенческих работ обычно не долог. Землякова снова решила заглянуть в этот двор, где ирония соседствует с бесстыдной эротикой и томительным ожиданием любви и смелого полета.
Комметарии