Выставка-фестиваль под названием «Театрократия. Екатерина II и опера» откроется в музее-заповеднике «Царицыно» 19 сентября. В преддверии события в Екатеринском зале Большого царицынского дворца прошел пресс-бранч.
Речь идет о XVIII веке, об эпохе правления императрицы Екатерины II. Знаменитый историк театра Николай Евреинов дал этому российскому периоду определение «театрократия», подчеркивая всепроникающую власть театрального искусства. Этой эпохе и посвящена предстоящая выставка, объединившая экспонаты 27 российских музеев, две оперные премьеры и насыщенную программу для широкой и профессиональной аудитории.
— Царицыно — это очень театральное место, не только в силу того, что многие историки и искусствоведы называют его «театром архитектуры», но и потому, что оно имеет уникальную театральную сущность. Перевоплощения из XXI века в XVIII век в наше время становятся очень актуальными: ведь сегодня, в условиях тотальной прозрачности и публичности, мы все живем как на сцене. А театр XVIII века, который для императрицы Екатерины Второй был одной из важнейших частей ее жизни, является для нас огромным источником вдохновения, — отметила генеральный директор музея «Царицыно» Елизавета Фокина.
«Опера как политика», «Опера как удовольстие», «Опера как воспитание», «Опера как страсть» — из этих разделов состоит выставка, где собраны уникальные подборки эскизов придворных сценографов Екатерины II, оригинальные проекты императорских и частных театров, театральные машины, костюмы и бутафория XVIII века, а также автографы сочиненных и написанных рукой императрицы либретто, партитуры ее любимых опер. Экспозицию завершает оперный VR-cпектакль, созданный совместно с Большим театром при участии актрисы Ингеборги Дапкунайте и дирижера Филиппа Чижевского.
— Театральная деятельность Екатерины II именно в XXI веке оказалась чрезвычайно актуальна. Мы живем в то время, когда театр максимально стремится расширить свои границы, посмотреть на себя с разных сторон. Это эпоха тотального взгляда на театр, и формат VR-спектакля как раз очень созвучен всем этим темам, — заметил куратор проекта Илья Кухаренко.
В основе оперного действа в формате дополненной реальности — фрагменты русских и итальянских оперных партитур XVIII века, многие из которых не исполнялись более двух с половиной столетий.
— Мое кредо — открывать любую партитуру, как будто у нее нет никакого бэкграунда. С русской музыкой второй половины XVIII века именно такая история, для нас она абсолютно современна и сродни той музыке, которая пишется сегодня. Вообще, русская музыка того периода — мощнейший симбиоз фолка, эпохи классицизма и эпохи барокко, по сути народные песни в моцартовской оркестровке. Сегодня у нас есть возможность интерпретировать их сквозь призму нашего сознания, — рассказал маэстро Филипп Чижевский:
Помимо основной экcпозиции, посетителей «Царицыно» ждут две оперные премьеры, которые представит кукольный театр «Трикстер». Это редкая камерная опера «Китаянки» Кристофа Виллибальда Глюка — композитора, чья музыка часто звучала при дворе Екатерины Великой, а также «Дидона и Эней» Генри Перселла — одно из самых известных музыкальных воплощений античного мифа о карфагенской царице Дидоне, с которой, как известно, ассоциировала себя русская императрица.
Также программа выставки-фестиваля включает в себя более сорока образовательных событий, в том числе серию детских воркшопов от образовательного кластера театра «Новая опера» (ОКНО). А в кинозале «Арзамас» пройдет серия показов и обсуждений лучших оперных постановок из крупнейших театров мира — нью-йоркской Метрополитен-опера, лондонского Ковент-Гарден, миланского Ла Скала и других.
Комметарии