Владимиру Заманскому исполнилось 90 лет. Учиться на актёра он начал, когда уже прошёл войну и зону. Своей лучшей работой считает роль в кинофильме Алексея Германа «Проверка на дорогах». Фильм был исключительный во всех отношениях: это первое советское кино о тех, кто прошел немецкий плен (а тема была запретной) и это первый самостоятельный фильм Германа, и судьба у картины особая. Сергей Герасимов говорил: «Это шедевр, здесь нельзя трогать ни метра». Его и не тронули, а просто сразу отправили на полку, и в прокат картина попала только через 14 лет, в 1985-м. И Владимиру Заманскому принесла и государственную премию, и награды фестивалей, и звание народного артиста республики. В последние годы он отошел от дел, не дает интервью и живет тихой жизнью затворника.
Роль раскаявшегося полицая Александра Лазарева в фильме «Проверка на дорогах» мечтал сыграть Владимир Высоцкий. Но режиссеру Алексею Герману нужен был другой типаж – «раненный в сердце». Таким оказался Владимир Заманский. И несмотря на то, что худсовет «забраковал» артиста – слишком большую трагедию выражали его глаза, режиссер приступил к съемкам. Для Владимира Заманского это была главная роль. Как говорил актер, только здесь он смог показать покаяние и искупление – идеи, которые ему так дороги.
Актер и сам пережил столько, что хватило бы не на одну такую ленту. Началась война – остался сиротой, 16-летним мальчишкой участвовал в наступлениях на Белорусском фронте, горел в танке, спас командира, был награжден медалью «За отвагу». А потом – резкий поворот в судьбе: девять лет лагерей. За опасные для жизни строительные работы Владимир Заманский был освобожден досрочно. И сразу же поступил в Школу-студию МХАТ, служил в «Современнике». Сниматься в кино начал в 60-х.
«В нем все время есть второй план. Он обогащает роль своим присутствием. В этом внутреннем покое – то, что мы с Аловым называли внутренняя тишина. Он мог просто сидеть – а на него интересно смотреть. Молчать, а жить внутренней пульсацией», – отметил кинорежиссёр, сценарист, актёр, продюсер, народный артист СССР Владимир Наумов.
Одним из первых Заманского приметил Андрей Тарковский – снял в дипломном фильме «Каток и скрипка». После мужественный образ актера, пронзительный взгляд, точно насквозь, стали востребованы у многих режиссеров. Фактурный и яркий, Заманский стал воплощением героя эпохи – сильного, волевого. Такого для своего фильма «Завтра была война» искал и Юрий Кара.
«Когда-то Александр Довженко говорил так: актер может сыграть любого – доброго, злого. Но притвориться интеллигентом он не может. Мне нужен был интеллигент, чтобы как только вы на него взглянули, вы увидели в его глазах, что он интеллигент», – прокомментировал кинорежиссёр, сценарист, продюсер, актёр Юрий Кара.
1998 год – новый виток в судьбе. Отрёкшись от популярности, актер вместе с женой уехал из шумной столицы в Муром, чтобы осуществить давнюю мечту: вести уединённую жизнь на берегу Оки.
Комметарии