К 150-летию со дня рождения Валентина Серова Третьяковская галерея представляет выставку-ретроспективу художника. Масштабная экспозиция, организованная при поддержке банка ВТБ, занимает три этажа нового здания галереи на Крымском Валу. Работы из своих собраний предоставили 25 российских музеев, несколько зарубежных, а также частные коллекционеры. С момента последней монографической выставки художника прошло порядка четверти века. Среди первых посетителей новой экспозиции была наш корреспондент.
От хрестоматийной «Девочки с персиками», написанной 22-летним художником, до авангардного образа балерины Иды Рубинштейн. Многогранный, вечно ищущий, сам ломающий свои стереотипы – Третьяковка показывает синтезированного Серова. Сплетаются традиции и русской реалистической школы, и старой европейской, и новаторство современных живописцев.
«Мы хотели представить этого художника так, чтобы сегодняшний зритель, который уже с неким скепсисом относится к классическому фигуративному искусству, понял, как много было сделано этим художником, как его искусство и то, что он делал, на самом деле вымостило путь к искусству ХХ века», – поясняет директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Живопись и графика, более 200 произведений из 35 музеев мира – на Крымском валу собрали все известные на сегодня работы. Генеральным спонсором экспозиции стал банк ВТБ.
«Мы считаем, что эта выставка работ художника Серова является в этом году наиболее значимым культурным событием не только в Москве, но и во всей стране. Эта коллекция была собрана со всего мира. И увидев это, можно полностью оценить объемы и талант великого мастера», – комментирует вице-президент банка ВТБ Александр Ерофеев.
Впервые в России – портрет Александра Третьего. Подарок вдовствующей императрицы Марии Федоровны королю датскому Кристиану Девятому. Серов писал императора по фотографии, ему позировал датский солдат. С 1899 года портрет находился в лейб-гвардии королевского полка в Копенгагене. Но о том, что он существует, узнали лишь недавно.
«Мы узнали об этом в 2005 году, когда проходила выставка Жилинского в Третьяковской галерее. Был издан каталог, показаны его работы. И на его работе – портрете королевы Маргарет – мы этот портрет и увидели», – рассказывает куратор выставки Ольга Атрощенко.
Великосветские особы, русская и европейская интеллигенция конца XIX – начала XX веков – это галерея ушедшей эпохи. Серову заказывали портреты, зная его непростой характер, понимая, что мастер может подметить и неприглядные стороны. Художник постоянно экспериментирует с техникой. Первым придумывает графический парадный портрет.
Задуманный как парадный портрет княгини Щербатовой – последняя и незавершенная работа художника. С утра Щербатовым позвонил сын Серова, сказал: папа не придет, он умер. На выставке портрет – не финальная работа, а, скорее, новая точка отсчета в творчестве Серова.
Княгиня Щербатова, Федор Шаляпин, Ида Рубинштейн, портрет которой часть художественного сообщества отвергала, – будто символы того, как классическое переходит в авангардное. Сначала скептически относившийся к радикальным опытам своих учеников, Серов все это пробовал сам. И был в восторге от дягилевских сезонов. Побывав на премьере «Шахерезады» Римского-Корсакова в декорациях Бакста, был покорен – вызвался написать занавес для спектакля. Позже этот занавес на аукционе Sotheby’s купил Мстислав Ростропович и привез на родину. В Москву его привезли впервые, транспортировка была непростой.
«Он находится в особняке, где нет ни одного большого прохода, и пронести занавес размером пять на восемь метров было невозможно, – говорит заведующая отделом графики Третьяковской галереи Ирина Шуманова. – Для его транспортировки был разработан специальный легкий раскладывающийся вал, который по частям внесли в это помещение, собрали, накатали на него занавес и дальше специальной системой лебедок спускали на Дворцовую набережную. Слезы наворачивались на глаза, когда занавес на фоне Петропавловской крепости опускался на землю. И ехал в Москву».
Вечно неудовлетворенный результатом и сомневающийся, он всегда создавал шедевры. Удивительно, но до сих пор в Европе не было ни одной крупной экспозиции Серова, который определил развитие модерна в России и стал предтечей авангарда.
Комметарии