Давид Боровский – выдающийся театральный художник, оформивший огромное количество спектаклей. Он работал в Театре на Таганке, «Современнике». Последние несколько лет во МХАТе имени Чехова. Параллельно – в Эрмитаже, Ленкоме, Малом драматическом. Боровский по сути своей – первооткрыватель, который всегда находил точное решение и для современной драматургии, и для классики. Выставка «Весь Чехов от Давида Боровского» открылась в Творческой мастерской художника, в филиале Бахрушинского музея.
В творческой жизни Давида Боровского были и Островский, и Достоевский, и Булгаков. Но ближе всего художнику с его обостренным чувством жизни — Чехов. Боровский обладал и режиссерским мышлением. Через художественные образы старался приблизить к зрителю внутреннюю жизнь героев. Здесь и мысли самого драматурга, и душевные стремления чеховских персонажей.
«Давид Львович обладал потрясающим талантом — через образную символику сценографии приближать внутренний мир человека к нам. Его мощь художественной мысли поражает до сегодняшнего дня», — убежден генеральный директор Театрального музея имени А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов.
На стенах – эскизы костюмов к «Вишневому саду». Художник тщательно прорабатывал каждый образ. Например, в Афинах, побелив грубой кистью нижнюю часть черных колонн, он создал страшный, обугленный чеховский сад, соотнеся этот образ с трагедией Чернобыля. Такого сценографического решения мировая сцена прежде не видела. Неоднократно обращаясь к чеховской драматургии, Боровский исключал любые повторения. Считал, что самоцитата – это неинтересно. Каждый раз, творя с Чеховым заодно, находил что-то новое, до этого непонятое. В Московском художественном театре «Вишневый сад» идет уже 11 лет. Декорации – все те же, созданные Давидом Боровским.
«По эскизу, по макету, по картинкам можно судить о том, каким являлся или был этот спектакль, поэтому для меня творчество Боровского – это еще и послание в будущее и сохранение театра», — говорит режиссер Адольф Шапиро.
Почувствовать театр прошлых лет можно и по макету Боровского к спектаклю «Иванов» в постановке Олега Ефремова. Пусто. Гулко. Неуютно. Словно строил эту декорацию сам герой пьесы. В театре говорят: талантливые художники знают, что снится режиссерам. Давид Боровский воплощал эти сны на сцене.
Комметарии