Напомнить о том, что «в области балета мы впереди планеты всей», решили в Музее декоративно-прикладного и народного искусства. Название экспозиции, посвященной неуловимой красоте танца, подобрали соответствующее – «Истории русского балета». Их рассказывают художники, скульпторы, фотографы и ювелиры.
Этот душой исполненный полет, пытались схватить, удержать, запечатлеть многие. Эскизам Бакста, Бенуа, Гончаровой сто лет. На заре XX века легендарные мирискусники изменили подход к театральному делу. Эти муки творчества вдохновили Анну Нежную на создание эскизов к балету «Синий Бог» и костюмов к «Жар-птице»
Поймать ускользающее движение, запечатлеть его в бронзе, Елена Янсон-Манизер умела, как никто другой. На выставке две ее скульптуры – «Умирающий лебедь» Майи Плисецкой, сделанный по заказу балерины, с 1965 года не покидал мастерской скульптора, Галина Уланова в образе Одетты. Вторая такая в Стокгольме.
«Это всегда таинство, потому что это не просто остановить мгновение, она в это мгновение передавала движение», — отмечает заведующая отделом скульптуры Третьяковской галереи Людмила Марц.
В современных звездах балета испанец Владимир Клавихо-Телепнев увидел кумиров прошлого. Фарух Рузиматов, Нина Ананиашвили, Илзе Лиепа в образах Вацлава Нижинского, Иды Рубинштейн. Эскизы к «Макбету» и «Красному маку» блистательного танцовщика Большого театра Владимира Васильева, для которого танец и живопись неразделимы.
«Замысел выставки – воссоздать атмосферу закулисья, представить эскизы, материалы, связанные с историями русского балета», — поясняет куратор выставки Инна Хегай.
Фильм-балет «Дама с собачкой» с Майей Плисецкой в главной партии тоже уже давно в истории. Эскизы Игорь Макаров делал не по театральным законам.
«Я сделал из пластика огромные плоскости, висевшие в воздухе, реалистические, сюрреалистические», — говорит художник Игорь Макаров.
Влюбившись в балет, попав под его чары, многие становятся меценатами. Ювелирный дом Sаsоnko из Санкт-Петербурга поддержал проект телеканала «Культура» – «Большой балет» три года назад. Танец Ульяны Лопаткиной вдохновил Татьяну Хромосееву на создание Гран-при – статуэтки золотой балеринки. Теперь у нее три балетных коллекции – Премьер, Коктейль, Концепт. Самое сложное – поймать ускользающую красоту, признается художник.
«Передать легкость и утонченность, сделать их такими же легкими, как пачки – самое сложное», – говорит ювелир Татьяна Хромосеева.
Волшебный мир танца возвращается на телеканал «Культура». «Большой балет» с новыми участниками, новыми правилами, где неизменно одно – ускользающая красота.
Комметарии