Классики арт-рока и прогрессива, скрестившие тяжелые риффы с авангардом, мадригалами и симфоническим ренессансом, — люди уникальные. И дело не только в их коммерческим успехе, несмотря на сложную и умную музыку, обычно не поощряемую в хит-парадах. А в тех житейских причудах, которые помогают им создавать славу и хиты.
Оззи Осборн, которого давно ничем не удивишь, однажды забрел в студию, где Yes записывали очередной диск. И замер как вкопанный: перед пультом звукорежиссера стояли силуэты коров, искусственные деревья, большие ящики с высаженными цветами, чуть дальше — макет деревенского колодца в подлинную величину. Оказалось, что музыканты Yes создавали так себе пасторальное настроение, атмосферу простора и ощущения красоты природы, которые подпитывали их музыку — как обычно величественную, драматичную, переполненную эмоциями и полутонами…
Было ли так и на этот раз, артисты пока не рассказывают. Да и в студии при записи Mirror to the Sky их в этот раз собрала в первую очередь беда: в прошлом году ушел из жизни ударник их «золотого состава» начала 90-х Алан Уайт — невозмутимый красавец-усач, любимец женщин, частенько миривших своих знаменитых коллег в трудные минуты. И бессменный лидер группы, гитарист Стив Хоу ждал, что многие теперь вернутся в Yes ради памяти друга. И запишут альбом в его честь…
Да, басист Билли Шервуд и клавишник Джефф Даунс вновь оказались рядом в студии. Но напрасно ждали Рика Уэйкмана, создавшего после ухода из группы новый жанр — симфоническую рок-оперу с хорами и величественной монументальностью, а еще с либретто, которые сродни историческим романам (взять хотя бы «Шесть жен Генриха Седьмого» или «Мифы и легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола»). Или вокалиста еще с конца 60-х Джона Андресона — с его нервным, очень высоким и причудливым голосом на грани с фальцетом, но тоже не дождались. Характер у артиста переменчив под стать вокалу…
И в итоге Yes записали такой альбом, который от них никто не ждал. Может, даже они сами. Ведь Стив Хоу был сердит на бывших коллег и оттого тоже неистов в гитарных партиях. Да, теперь официальным барабанщиком группы стал американец Джей Шеллин, который сразу же постарался доказать, что тоже многое умеет — и в роке потяжелее, и в причудливых вензелях барокко, и в нео-фолке. Да, клавишник Джефф Даунс непривычно много грустил и, кажется, порой вообще не особенно хотел играть. Ушел в исполнении риффов и мелодий на второй план…
И в итоге Yes — в основном стараниями ветерана Хоу, амбициозного новичка Шеллина и виртуоза-басиста Билли Шервуда — сделали новые песни, с одной стороны, выдержанными в традициях группы (в них есть присущие Yes замысловатость, сердечность, а порой и многозначительная философская глубина, эпичность). А с другой — звучание стало более динамичным и в то же время и мускулистым. Как и сам ушедший из жизни друг. Наверняка его, единственного в группе, кто никогда ни с кем не ссорился, музыканты вспоминали в студии часто. И поэтому Mirror in the Sky получился и ностальгическим, обращенным в 70-80-е, сделанным с акцентом уже больше на гитары и ударные, предвещая начало нового плодотворного периода творчества группы, отказавшейся теперь от больших концептуальных релизов в пользу просто хороших и запоминающихся песен.
Тексты стали проще, зато гармонии снова непредсказуемы, и в отличие от других групп не строятся по привычной схеме: куплет — припев — проигрыш: по части композиторского нигилизма и обилия идей группе Yes по-прежнему мало равных…
Чтобы подтвердить это, музыканты даже записывались в этот раз и с оркестром F.A.M.E. Македонского радио и телевидения, которое возглавляет известный в России дирижер и скрипач Олег Кондратенко. Тот самый, что недавно выпустил с женой Анной альбом Navarra, в который вошли скрипичные дуэты Сарасате, Венявского, Шостаковича и других композиторов
Комметарии