Институт археологии РАН раскрыл новые подробности о золотом головном уборе, который может претендовать на звание находки года.
Напомним, что от головного убора сохранились золотые пластины, украшенные растительным орнаментом, а также ободки с подвесками в виде амфор. Он принадлежал женщине 45–50 лет. Она лежала вдоль южной стенки погребения. Рядом с ней находились железный нож, завёрнутый в ткань, и наконечник стрелы из того же металла.
Вдоль западной стенки погребения лежал скелет женщины 25–35 лет. Интересно, что её уложили в так называемой «позе всадника» (см. фото 4). Под плечом скифянки лежало бронзовое зеркало, рядом – два копья (см. фото 7). На руке у погребённой был браслет из стеклянных бус, а в ногах – два сосуда.Две женщины не были единственными погребёнными в кургане. В северной части могильной ямы когда-то похоронили ещё одну женщину 20–29 лет и девочку 12–13 лет. Однако их захоронения были ограблены, а кости разбросаны. Тем не менее в заполнении этой части могилы нашли более 30 железных наконечников стрел, колчанный крюк в виде птицы, части конской упряжи, крюки для подвешивания узды, обломки сосудов и кости животных. Среди находок в ограбленной части кургана археологи выделяют чернолаковый лекиф (сосуд для хранения оливкового масла). Он украшен пальметкой (см. фото 6, №2) и датируется второй – третьей четвертью IV века до н. э.
Валерий Иванович Гуляев, начальник экспедиции, доктор исторических наук, поделился некоторыми результатами естественно-научных исследований. Так, антропологи установили: чтобы уложить одну из женщин в «позу всадника», ей подрезали сухожилия на ногах. Анализ металла, из которого сделан калаф, показал, что он состоит на 65–70% из золота, а остальные 35–30% – это медь и серебро, а кроме того – железо (его совсем немного).
Гуляев отметил, что доля «чистого» золота для скифского времени очень высокая – в других изделиях она может составлять только 30%. Палеозоологи говорят, что женщин похоронили осенью: в могиле нашли кости шести-восьмимесячнего ягнёнка, которые обычно рождаются в марте или апреле.
Когда находят погребения женщин с оружием, журналисты сразу же называют их амазонками – воительницами из греческих мифов. Археологи, напротив, к таким параллелям относятся осторожнее. Но этот случай, похоже, исключение. Валерий Гуляев прямо называет погребения женщин, открытые его экспедицией, могилами амазонок. По его словам, воительницы в скифскую эпоху были распространённым явлением среди ираноязычных кочевых и полукочевых племен Восточной Европы. Вероятно, такие всадницы охраняли скот и жилища, когда мужчины уходили в дальние походы. «Амазонки — это общескифское явление, и только на Среднем Дону за последнее десятилетие наша экспедиция обнаружила около 11 погребений молодых вооруженных женщин. Для них насыпали отдельные курганы и проводили все погребальные обряды, которые обычно совершали для мужчин. Но мы впервые сталкиваемся с погребением сразу четырех амазонок, причём такого разного возраста», – отмечает исследователь.
По его мнению, всех четырёх женщин похоронили одновременно. «Мы столкнулись с загадкой: у нас две женщины в расцвете сил, один подросток и одна женщина, довольно пожилая для скифского времени. Непонятно, как они могли все в один миг погибнуть?» – делится Валерий Гуляев. Он подчеркивает, что на костях погребённых нет никаких следов травм. Женщины, кости которых грабители разбросали по могиле, страдали от туберкулёза и бруцеллёза, но от этих болезней одновременно не умирают.
Комметарии