Режиссер Николай Лебедев о композиторе Эдуарде Артемьеве: Скромный очень был человек — и этим тоже великий

Режиссер Николай Лебедев о композиторе Эдуарде Артемьеве: Скромный очень был человек — и этим тоже великий

Ведущим программы приглашен известный кинорежиссер Николай Лебедев, для фильмов которого — «Легенда №17» и «Нюрнберг» — Артемьев тоже писал музыку. Николай Лебедев рассказал «РГ» о концерте-посвящении и о том, как ему работалось с Артемьевым.

Легко ли вообще приглашать столь востребованных композиторов в свои фильмы?

Николай Лебедев: Эта идея принадлежала не мне, а Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова. По правде сказать, Эдуард Николаевич не горел желанием делать «Легенду № 17» — его не привлекал жанр спортивного байопика. Но мы встретились, он посмотрел фильм в первой сборке (монтаже — «РГ»), и материал ему, как я понял, приглянулся. Но Артемьев все еще был в сомнениях. Потом он рассказал мне почему: требовалось много музыки-экшен, а он не очень любил писать такую. Однако все-таки взялся.

Страха работать с самым успешным композитором отечественного кино не было?

Николай Лебедев: Я всегда смотрел на Артемьева как на классика, рядом с которым мне повезло оказаться благодаря стечению обстоятельств. И я знал, что если картина ему не нравилась, не ложилась на душу, то он никогда не брался за работу.

Эдуард Николаевич прочел сценарий «Нюрнберга», но окончательное слово оставил на потом, он ждал первую монтажную версию. Мы сидели вместе в просмотровом зале, я поглядывал на Артемьева, видел, как пляшут отблески света с экрана на его задумчивом лице. Зажегся свет, и я с замиранием сердца ждал его реакции. Потом понял, что он счастлив от того, что увидел. Он писал музыку около полугода…

Для меня наслаждением стала не только работа, но и общение с Артемьевым. Я приезжал к нему в гости, мы сидели в его кабинете за музыкальным компьютером, он наигрывал темы. Бывало, я говорил: «Вот эта, какая замечательная!» Он отвечал: «А я ее уже не помню». И наигрывал новую, еще ярче предыдущей. Он сразу — на ходу, на лету создавал очень интересные темы. И у нас был еще один проект. Не состоявшийся — «Мастер и Маргарита».

Известно, что тех, кто экранизирует эту книгу, ждут разные неприятности… Как было у вас?

Николай Лебедев: А у нас, казалось, что все идет хорошо… Сценарий Эдуарду Николаевичу предложила студия. Перед этим спросили у меня, и я ответил: «Конечно, если ему понравится, буду очень рад». Но я вовсе не был уверен, что материал Артемьеву приглянется. И тут он вдруг мне позвонил. Сам! А я был на открытии какого-то кинофестиваля и абсолютно этого не ожидал. Артемьев сказал, что читал много сценариев по булгаковскому роману, но ему не нравилось, как решен материал драматургически, и он не верил, что в результате выйдет что-то толковое. А с этим сценарием он хочет работать и готов писать музыку к фильму. Но, к сожалению, этот проект остановился перед самыми съемками…

О том, что Артемьев мог работать много часов подряд, забывая о времени — ходили легенды. Это правда?

Николай Лебедев: Я был поражен тем, как он готовится к записи музыки. А еще — как прикладывал ее к изображению. И у него все по секундам сочеталось — еще до записи были расписаны все такты, очень точно просчитаны все эмоциональные изменения — в полном соответствии с экранной задачей. И к концу первого дня работы я уже был уверен, что у нас все получится. Однажды он мне сказал: «В кино я всегда слушаю режиссера».

У нас будет больше музыки из кино. Ее исполнит Российский государственный оркестр кинематографии под управлением Сергея Скрипки
А каким был Артемьев в повседневной жизни?

Николай Лебедев: Тоже «не тянул на себя». Однако же, приходя в любую компанию или в студию, он сразу становился центром внимания. Потому что был невероятно легким в общении человеком, с замечательным чувством юмора, веселый, искренний и отличный рассказчик — он притягивал к себе людей. И с ним хотели общаться, близкие люди называли его Лёша — это второе имя Артемьева.

И вот сидел в кругу друзей или людей, которые быстро становились его друзьями — такой большой ребенок Эдуард Николаевич, он же Лёша, который все точно анализировал, понимал, рассказывал, а вокруг него собирались музыканты, травили анекдоты и байки, и всегда всем было вместе очень интересно, уютно и здорово. При этом он никогда не вел себя как супермэтр, перед которым все должны трепетать. Нет, этого никогда и близко не было. Не раздувал, как это сейчас модно, чувство собственной уникальности и неповторимости, — а зачем, если и сам знал, насколько он уникален и неповторим. Скромный очень был человек. И этим тоже великий. И искренний.

Удастся ли воссоздать такую атмосферу и дружеский круг теперь — на концерте-посвящении композитору?

Николай Лебедев: В этой программе заявлены композиции, которые особенно ценил и отбирал для своего юбилейного концерта в Государственном Кремлевском дворце сам Эдуард Николаевич. Но у нас будет больше музыки из кино. Ее исполнит Российский государственный оркестр кинематографии под управлением Сергея Скрипки, который часто записывал произведения Артемьева для кино. А дирижер и композитор дружили… Очень трогательно и то, что прозвучит и «Посвящение Артемьеву», которое написал его ученик Артем Васильев.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>